Поддержать
Сюжеты

Агрессор средней полосы Как борьба с ядовитым борщевиком объединяет людей и чем она похожа на борьбу с диктатурой

03 августа 2023Читайте нас в Telegram
Иллюстрация: Анна Жаворонкова / Кедр

Средняя полоса и север России усыпаны полями борщевика — природного агрессора, который подавляет другие растения. Он прорастает раньше остальных трав и быстро набирает высоту, затеняя соседей. А затем начинает угнетать их с помощью содержащихся в его соке ядовитых веществ (фурокумаринов), которые заодно защищают сам борщевик от насекомых.

Семян у борщевика много — до 70 000 на одном растении. К условиям он неприхотлив: не боится жары, мороза и высокой влажности. При таких исходных неудивительно, что им сегодня занято почти 30% российских сельхозугодий: 60 млн га из 196.

Борщевик начали культивировать 75 лет назад, в 1947 году. СССР тогда восстанавливался после войны, сельскому хозяйству требовался дешевый корм для скота, и селекционер из Коми Петр Вавилов убедил руководство страны, что борщевик — это решение. Растение стали высаживать на всей европейской части РСФСР, в том числе вместо зерновых. Биолог Александр Марченко в 1953 году отмечал: «Повышение продуктивности опытной группы молочных коров по сравнению с контрольной дает право считать, что силос из борщевика является более питательным кормом, чем силос из овса».

Однако были нюансы. Во-первых, молоко коров, питавшихся борщевиком, приобретало горький привкус. Во-вторых, растение оказалось опасным для людей — попадавший на кожу сок способствовал появлению ожогов. Долгое время это игнорировалось, ведь надои были рекордными, а затраты на выращивание борщевика низкими. Лишь при Михаиле Горбачеве от растения как сельхозкультуры решили отказаться, но искоренять его специально не стали, надеясь, что оно отомрет само.

Но вышло иначе: борщевик не просто выжил, а начал захватывать Россию.

Согласно прогнозу Сколковского института науки и технологий, к 2060 году растение может добраться до самых северных районов страны.

Угроза настолько велика, что уже появились целые группы активистов, занимающихся борьбой с борщевиком. Корреспондент «Кедра» отправилась вместе с ними в рейд по уничтожению опасного растения, чтобы рассказать о масштабах проблемы и понять, можно ли победить борщевик.

борщевик
Заросли борщевика. Место проведения субботника. Фото: Анастасия Волоснова / Кедр

Поле боя под Тверью

— Борьба с борщевиком — это сопротивление, оно дает ощущение, что ты можешь изменить свой дом, — говорит Люба, садясь в машину. 

При встрече на вокзале она сразу просит перейти на «ты». Но официально Люба — Любовь Кукушкина, основательница лектория «Живое слово» в Твери. Ее усилиями здесь выступали Тамара Эйдельман*, Аббас Галлямов*, Екатерина Шульман*, Станислав Дробышевский и много кто еще, список большой. Пару месяцев назад Люба, кроме организации лекций, стала проводить субботники по борьбе с борщевиком. 

— Многим кажется, что борщевик, как и путинизм, не искоренить. Люди не верят, что с ним можно бороться, и просто отдают ему свою жизнь. Он быстро распространяется, захватывает территории, выдавливает рядом с собой разнообразие. Токсичный агрессор, — заключает Люба.

По дороге на Константиновский карьер в Твери забираем волонтера Наташу. После работы она позвонила сыну, чтобы тот погулял с собакой вместо нее, сама же поехала на субботник.

— Я лопату купила и секатор заказала, — докладывает Наташа, пролезая на заднее сиденье машины. Предыдущую лопату она сломала о корни борщевика на прошлом субботнике. Наташа, как и Люба, родилась в небольшом тверском городке Красные холмы. Обе с детства наблюдали масштабы распространения борщевика.

«Когда едешь в Красный холм, чувствуешь себя сталкером в мертвой зоне. Там заросло все, это не растения — это столбы. На обочине — борщевик, в полях —  борщевик, в лесу — борщевик. Очень страшно, как будто нет воздуха. Ты не выдерживаешь и понимаешь, что должен делать хоть что-то», — рассказывает Люба. И поочередно звонит другим участникам субботника: кого-то нужно забрать на машине, кто-то едет сам и заблудился, кто-то приехал на час раньше. 

На закате вереница машин въезжает в лес у карьера и останавливается на лесной опушке на окраине города. 

— Чья такая красивая? — Наташа оценивает лопату с розовой надписью «Нет борщевику».

— Наша! — откликается Надя, девушка в толстовке. Надя — айтишница, на борьбу с борщевиком она приехала с шестилетним сыном. 

Обочина просеки усыпана листьями подрастающего борщевика. Дальше, у пруда, уже взрослый борщевик высотой под три метра: крупные листья с изрезанными краями, толстый стебель, на верхушке которого зонтик с еще не созревшими семенами. Растение возвышается над другими почти как дерево, пугает своей высотой.

Первой, надев перчатки, к борщевику идет Татьяна Петрова. Татьяне 67 лет, она бывшая журналистка, на субботник приехала впервые, увидев в соцсетях анонс Любы. С полной уверенностью в собственных силах пенсионерка рубит толстый ствол борщевика. Надлом, треск, трехметровое растение с грохотом падает. 

Один из способов борьбы с борщевиком — обрезание его цветков. Растение «подумает», что оно отцвело, не даст «потомства» и умрет на следующий год. Но дотянуться до верхушки с зонтами гигантского растения Татьяна не может, поэтому продолжает рубить его по стеблю.

С другой стороны дороги шестилетний Алексей, одетый в защитные перчатки и маску, убирает выкопанные растения: берет за толстые стебли и складывает в кучи. А его мама продолжает выкапывать растение за растением. Алексей тут не новенький, много раз бывал на субботниках.

Юля и Татьяна в зарослях борщевика. Фото: Анастасия Волоснова / Кедр

Инвазивный вид

Международное название растения — Heracleum: из-за огромных размеров ученые сравнили его с героем древнегреческих мифов Гераклом. Название вида, распространившегося в России, — борщевик Сосновского. В горах, на субальпийских лугах Кавказа, Закавказья и Турции, он растет поодиночке или небольшими группами, не образуя сплошных зарослей.

По версии агроэколога Антона Гладилина, основателя движения активистов «СтопБорщевик», распространение борщевика в естественных местах обитания останавливает высотная поясность: он живет на определенной высоте и не спускается на равнинные территории юга России — туда, где климат более засушливый. Борщевику нужны холодные зимы, чтобы прорасти, его семена должны пройти процесс стратификации — полежать при определенной температуре и влажности. К тому же на Кавказе есть естественные вредители, о которых мы пока мало знаем: ржавчинные грибы, местные виды жуков долгоносиков и другие. 

Впервые этот вид в 1944 году описала Ида Манденова и назвала его в честь своего учителя, ботаника Дмитрия Сосновского, изучавшего флору Кавказа. Видов борщевика много: борщевик сибирский, борщевик шерстистый, борщевик персидский. Но они безобидны. Кроме борщевика Сосновского, опасен лишь борщевик Мантегацци — такой же агрессор, но «живущий» в Европе.

— Причин такого неестественного распространения борщевика Сосновского много, — объясняет основательница сообщества «Антиборщевик» Мария Попова. — Плодородные почвы и климат средней полосы России оказались для растения «вкуснее», чем горные луга. Кроме того, борщевик тут никто не ест. Звери, птицы и насекомые не трогают растение, а тля или улитки не наносят ему ощутимый урон. 

Экспансии борщевика в средней полосе способствует и то, что он подавляет растения вокруг себя. 

— У него есть такое свойство, как аллелопатия: организм выделяет химические соединения, которые тормозят или подавляют развитие других. Это  форма естественной конкуренции в природе. Подавляет борщевик  другие растения с помощью корневых выделений, — объясняет эколог Марина Шайкина.

По ее словам, борщевик Сосновского — это не просто сорняк, а инвазивный вид, который вытесняет местные виды с их территорий.

— В 2015 году его вычеркнули из списка сельскохозяйственных растений и объявили сорняком. Хотя безобидный сорняк и агрессивный инвазивный вид — это разные вещи. Но главная проблема не в терминологии, а в том, что ответственность за «сорняк» не берет на себя ни одно ведомство, — добавляет Шайкина. 

Поскольку борщевик значится сорняком, считается, что он никому не вредит и не требует уничтожения. Понятие «инвазивный вид» в законодательстве отсутствует. 

— В России существует Красная книга с редкими охраняемыми видами растений, а ученые и активисты собирают «Черную книгу» с агрессивными и опасными для экосистемы видами. Но пока только ученые и активисты, — говорит Мария Попова.

Участник субботника Иван с мачете для рубки зонтиков. Фото: Анастасия Волоснова / Кедр

В июне этого года депутаты заявили, что готовятся внести в Госдуму два законопроекта, которые направлены на борьбу с борщевиком. Первый закрепит в Земельном кодексе понятие «инвазивные растения», второй введет штрафы для граждан, должностных и юридических лиц за бездействие в борьбе с борщевиком на их участках. 

— Борьба с инвазивными видами прописана в Конвенции ООН по биоразнообразию. Все серьезно. Такие растения, как борщевик, могут привести к тому, что через 10 лет в стране исчезнут несколько видов трав, — объясняет Антон Гладилин. 

По его словам, сам борщевик никогда не остановится, это его биологическая программа: «Если государство не примет меры, борщевик заполонит большую часть средней России и это будет чрезвычайное положение, национальная катастрофа».

Системная борьба с борщевиком, считает Гладилин, поможет сократить его распространение до локальных участков, но полностью он не исчезнет. Также борьбе с борщевиком могут помочь инвестиции в научные исследования. 

— В Австралии как-то распространилась опунция — кактус, который заполонил большую часть страны. Ученые нашли решение: запустили в кактусы их естественного вредителя — аргентинскую кактусовую бабочку-огневку. И она успешно их поедала. Теперь это два вида, которые сдерживают друг друга. Таких примеров немало, хочется применять подобные практики и в нашей стране, — заключает он. 

Правила борьбы с борщевиком

Одно из крупных неформальных сообществ по борьбе с борщевиком так и называется «Антиборщевик». Пять лет назад его начала развивать Мария Попова из Балашихи. Борщеборцы раскиданы по всей России, они ищут единомышленников в своих городах и вместе выезжают на субботники. 

Попова рассказывает, как безопасно присоединиться к борьбе с борщевиком.

1. Патрулирование

Патрулирование предполагает прогулку по лесу или парку с лопатой в руках, во время которой волонтер выкапывает ростки борщевика — небольшие зеленоватые «лопушки» на тонком стебле. Выкопав растение из земли, его нужно положить на открытое солнечное место, чтобы оно засохло.

— Убив ростки борщевика, мы не даем появиться новым зарослям. С большими плантациями бороться невероятно сложно, а убить такую мелочь проще простого. Стоило мне всего год не ходить на патрулирование, пока я лежала в больнице с дочерью, как новые заросли оккупировали Балашиху, — объясняет Мария.

2. Выкапывание

Следующий в очереди — «подростковый» борщевик. Узнать его просто: характерные резные листья и твердый стебель уже хорошо заметны. Через несколько месяцев он вырастет до 2–4 метров, стебель станет широким, как ствол небольшого дерева, появится цветок с семенами — зонтик.

Чтобы достать крупное растение из земли, нужно надеть длинные резиновые перчатки и пробить землю лопатой со всех сторон. Затем подкопать борщевик и вытянуть его в перчатках из земли. Готово.

3. Обрезание зонтов

Чтобы победить не одиночные растения, а плантации, нужно срезать зонтик борщевика, пока он не успел сбросить семена. Срезанные зонтики можно выбросить в пакете в мусорный контейнер или оставить гнить на открытой, желательно асфальтированной местности.

4. Жалобы

По словам Поповой, иногда с борщевиком борется и государство — в лице лесников или местных администраций. В Подмосковье работает свой портал для жалоб «Добродел». Жители других регионов могут оставлять обращения в приложении или на сайте «Госуслуги. Решаем вместе». Сервис направляет жалобы граждан в местные администрации.

5. Безопасность

Заходить на плантации взрослых растений без защиты опасно. Листья борщевика содержат сок, резко повышающий чувствительность кожи к ультрафиолету. Если человек без перчаток вскинет руку в зарослях борщевика, лист повредится, сок попадет на кожу и под солнечными лучами появится ожог.

Ожог первой степени заживает до 3–5 недель. Вторая степень сопровождается температурой, головной болью и буллезным дерматитом — появлением пузырей с жидкостью. В этом случае болевые участки могут держаться на коже до нескольких месяцев.

— При попадании сока на кожу, нужно промыть это место водой и спрятать под тканью, чтобы не допустить фотохимической реакции — ожога на солнце. Через несколько дней на коже могут появиться пузыри с жидкостью. Их категорически не рекомендуется вскрывать, так как есть риск присоединения вторичной инфекции. К тому же это откроет дно раны и сделает заживление более болезненным. Лучше подождать, пока пузырь высохнет сам. Пострадавшим от борщевика рекомендуется обильный питьевой режим, — объясняет дерматолог Илона Калиниченко.

При худших раскладах сок борщевика может привести к потере зрения или тяжелой аллергической реакции. По словам Калиниченко, при попадании сока в глаза, нужно тщательно их промыть, закрыть солнечными очками и обратиться к специалисту. Такая ситуация может привести к конъюнктивиту, ожогу роговицы и воспалению век.

А вот проглотить сок борщевика не так страшно, поскольку ротовая полость не попадает под лучи солнца, объясняет дерматолог Наталия Сирмайс. Однако в любом случае нужно тщательно прополоскать рот водой.

борщевик
Надя и ее сын Алексей выкапывают борщевик. Фото: Анастасия Волоснова / Кедр

Сделаем борьбу с борщевиком модной 

Субботник подходит к концу. В темноте обочину дороги устилают огромные резные листья борщевика. В глубине леса все еще мелькает мачете — длинный широкий нож, издалека напоминающий саблю. Это работает волонтер Иван. Он выбрал не только эффектный, но и эффективный способ обрубки цветков борщевика: наклоняет толстый ствол, заносит мачете и обрубает цветок. 

Люба и ее муж Дима вспоминают Любиного отца. Он был против вырубки борщевика у себя дома в Красных холмах. Ругался, когда дочь ходила выкапывать растение.

— Для него было важно мнение большинства: что подумают соседи, — рассказывает Дима. — Поэтому сначала шикал на нас: тише, не надо, мы опозоримся. А потом взял и тоже начал делать. Ходил в рейды один, уничтожал борщевик вокруг дома. Это наша маленькая победа.

Страх что-то изменить, нежелание бороться и ощущение собственной беспомощности — чувства многих. По мнению Любы, борщевик помогает эти комплексы преодолеть:

— Люди видят триггер, за ним проблему, взвешивают свои силы, переступают через неловкость и объединяются. Так и победим: сначала страх внутри себя, а потом борщевик. Да и не только его. 

Обочина чиста, гигантские растения повалены, на земле лежит груда листьев. По дороге из леса машины замечают местные дети, кричат и машут. 

— Приветствуют борщеборцев, — смеется Наташа. 

*Признаны Минюстом РФ иноагентами

борщевик
Фото: Анастасия Волоснова / Кедр

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Почему убили Терека?

И что не так с программой возвращения леопардов на Кавказ. Разбираемся с учеными и экологами

«Говорили, что нам выпала великая честь»

Свидетельства людей, переживших ядерный взрыв в Оренбургской области. К годовщине тоцкой трагедии

Критический градус по Фаренгейту

Литература cli-fi — как писатели реагируют на климатический кризис и способны ли они что-то изменить?

Экономика черных шапок

Как россияне добились от властей запрета на истребление гренландских тюленей

Жизнь после

Монолог Александры Астаховой, спасающей лабораторных крыс от умерщвления, — как и зачем она это делает?