Забайкальский край Регион, где природу губят, чтобы «уйти от дотационного ярлыка»
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+
Забайкальский край был образован в 2008 году путем объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Это двенадцатый по размерам регион России, его территория — уникальное сочетание гор и равнин, лесов и степей.
В то же время здесь имеются большие запасы золота, меди, урана и лития, идет активная разработка этих ресурсов. Всего в промышленных масштабах в регионе можно добывать 45 элементов таблицы Менделеева.
«Кедр» рассказывает, как богатство полезными ископаемыми и разнообразие рельефа обернулись для Забайкальского края 82-м — предпоследним — местом в национальном экологическом рейтинге.
Факты
На территории Забайкалья расположен уникальный памятник природы — Водораздельная гора, она же гора Палласа. Она находится на стыке бассейнов Амура, Лены и Енисея. Других точек, где сходились бы бассейны трех настолько больших рек, в мире нет.
Забайкалье — один из старейших горнорудных регионов страны. Промышленное освоение края началось в 1704 году с запуска Нерчинского сереброплавильного завода, занимавшегося плавкой серебра и свинца. Сегодня в промышленном комплексе региона более 1600 предприятий.
Цифры
На 1/3 сократилась площадь забайкальских лесов за последние 30 лет из-за ежегодных ландшафтных пожаров.
100 мегаватт составляет мощность солнечных электростанций в регионе. Забайкалье является одним из лидеров по развитию солнечной генерации в России, а Чита признана самым солнечным городом страны.
63 000 км² составляет площадь забайкальских лесостепей и степей. Они расположены в центральной части региона и представляют собой самый крупный степной массив в Восточной Сибири.
Основные экологические проблемы
Ландшафтные пожары
Загрязнение воздуха
Загрязнения при добыче полезных ископаемых
Убийство бездомных собак
Игорь Шкрадюк, координатор программы экологизации промышленности Центра охраны дикой природы:
«Широко распространенная в регионе россыпная добыча золота приводит к тому, что забайкальские реки мутнеют, их травит цианид, который используют старатели. И это не считая того, что развороченные золотодобытчиками долины рек на десятилетия перестают быть прибежищем для местной флоры и фауны»
Полезные ископаемые
Золото
Серебро
Медь
Ванадий
Молибдене
Титан
Висмут
Мышьяк
Сурьма
Плавиковый шпат
Цеолит
Перлит
Кварц для керамики
Лесной пожар в Большой Туре. Фото: zab.ru
Ландшафтные пожары
Большая Тура — село в западной части Карымского района, где прописано чуть больше 1600 человек, — с 2014 по 2018 год жила в режиме ЧС. Так получилось, потому что 29 апреля 2014 года верховой лесной пожар подобрался к местной военной части, где хранилось порядка 80 000 тонн боеприпасов. Огонь затронул только одну площадку с 3000 тонн взрывчатых веществ. Этого хватило, чтобы боеприпасы взорвались, а в Большой Туре начался масштабный пожар. В ходе него погибли десять человек, восемь из них — гражданские.
Забайкальский край годами находится в топе регионов по масштабности ландшафтных пожаров. В 2024 году на него пришлось 25% площади всех зафиксированных в России возгораний. В 2025-м — в огне опять погибли люди: в мае в Тунгокоченском муниципальном округе обнаружили тела трех пожарных, которые участвовали в тушении местного леса. Предполагается, что молодые люди попали в ловушку верхового пожара.
Казалось бы, трагедии происходят, потому что Забайкалье — это регион со степями и лесостепями, сухими ветрами, высокой температурой и малой влажностью воздуха. Но, как заявил министр природных ресурсов региона Павел Волжин, в 77% забайкальских пожаров виновен человек.
— Чтобы Забайкалье меньше горело, надо меньше жечь, — подтверждает опрошенный «Кедром» эксперт по природным пожарам. — Практически это значит, что надо максимально исключить пожароопасные хозяйственные практики, распространенные в регионе шире, чем в других субъектах России. Например, нужно отказаться от проведения так называемых профилактических выжиганий, которые проводят почти исключительно государственные и муниципальные организации.
Нужно поменять преобладающий настрой жителей региона с «надо жечь, ведь все всегда так делали» на «не будем жечь, хотим сделать свой регион зеленым и безопасным». Да, на это могут уйти годы, но без такого просвещения победить пожары вряд ли возможно.
К концу весны 2025 года огонь прошел в регионе 1,7 млн га — это больше, чем площадь Черногории. По подсчетам забайкальского Минприроды, ущерб от уже потушенных пожаров — около 459 млн рублей. Окончательную сумму еще предстоит подсчитать.
Фото: Минприроды Забайкалья
Загрязнение воздуха
«Дети в детском саду не гуляют из-за дыма. Я младшего ребенка стараюсь из сада сразу везти домой, как можно меньше бывать на воздухе. Старший сын привык с раннего детства гулять при любой погоде. Квартиру проветрить невозможно — сразу резкий запах угля, на подоконниках оседает черная пыль. Если представить, что этим дышат дети, — становится страшно», — говорит читинка Александра Леонтьева.
По словам женщины, в ее квартире без перерыва работают увлажнитель и очиститель воздуха — но даже с ними иногда начинают слезиться глаза и появляется одышка. Это — обыденность для людей, живущих в режиме «черного неба».
В год в воздух Читы попадает 77 000 тонн ядовитых веществ. 1000 тонн приходится на автомобильные выбросы, 36 000 тонн — на выбросы промышленных предприятий, а около 40 000 — на выбросы из частного сектора, который отапливается печами и мелкими котельными.
Из-за того что город находится на равнинной местности без естественного проветривания, печное отопление образует над Читой «бензапиреновую подушку». Бензапирен — один из сильнейших канцерогенов, который накапливается в человеческом организме и оседает в почве. В безветренные дни количество этого вещества в читинском воздухе может превышать предельно допустимую концентрацию (ПДК) в 48,5 раз. Это делает Читу одним из лидеров по загрязненности бензапиреном.
Изменить ситуацию должен был стартовавший в 2017 году проект «Чистый воздух», на который из федерального бюджета направили 9,2 млрд рублей. Но, по мнению начальника Центра по мониторингу загрязнения окружающей среды Читинского гидрометцентра Ольги Дубровской, реального влияния на чистоту воздуха предпринятые меры не оказали. К концу 2024 года снижение совокупного объема выбросов составило 1,78 000 тонн. Это лишь 2,39% от уровня 2017 года, хотя по плану они должны были сократиться на 31,8%. Были ли некачественно проделаны работы по модернизации местных предприятий или в расчетах изначально была ошибка — неизвестно. Никто из официальных лиц о таких разбирательствах не сообщал.
Вид на участок около вахтового поселка — нарушения угрожали загрязнить воды реки Солнечной. Фото: Росприроднадзор по Забайкальскому краю
Загрязнения при добыче полезных ископаемых
В апреле 2025 года глава Минприроды Александр Козлов заявил, что в Забайкальском крае будут разрабатывать новые месторождения золота, полиметаллов, угля, меди и урана. Уже сейчас в регионе действует более 500 месторождений твердых полезных ископаемых, среди которых национальное значение (то есть более 10% запасов страны — прим. ред.) имеют уран, титан, ванадий, медь, молибден, мышьяк, сурьма, висмут, плавиковый шпат, цеолиты, перлиты и кварц для керамики.
Еще на Забайкалье приходится 16,8% общероссийских запасов серебра и 9% запасов золота. Золото в регионе добывается на 454 официальных месторождениях с суммарными запасами 1300 тонн. Но, как уточняет координатор программы экологизации промышленности Центра охраны дикой природы Игорь Шкрадюк, реальные масштабы добычи могут быть куда больше.
— При добыче золота из руды загрязнение воды, разрушение почвы и вырубка лесов в разы меньше, чем при добыче россыпного золота. Но в Забайкалье практикуется именно добыча из россыпей, — объясняет эксперт.
— В соседних Китае и Монголии добыча россыпного золота запрещена. В 2005 году нелегальных старателей оттуда выгоняли с помощью армии. В Монголии таким образом было задержано 10 000 нелегальных золотодобытчиков. Те из них, кто не попал за решетку, перебрались со своей техникой в Россию и чувствуют себя здесь вполне вольготно, в Забайкальском крае в том числе.
Один из них — китайский бизнесмен Чжан Хэцюнь, в 2018 году получивший контроль над ООО «Кулинское». Его компания на протяжении шести лет мыла золото в Могочинском районе Забайкалья. В 2024 году Росприроднадзор подтвердил: «Кулинское» работает с нарушениями природоохранного законодательства, что привело к загрязнению рек Малые Кули и Солнечной. В апреле компания отказалась от работы на этих водоемах. Но уже в ноябре ее поймали на загрязнении другой реки — Большой Чичатки. Она является источником питьевой воды для поселка Амазар, где живет почти 2000 человек. Штраф, который назначили золотодобытчикам за загрязнение реки — 250 тысяч рублей, или 0,07% от выручки компании в 2024 году.
По словам Игоря Шкрадюка, всего в Забайкальском крае добывают примерно 40 тонн золота в год — 1/8 от всей добычи по стране. Это значит, что для районов, где моют золото из россыпей, отказ от неэкологичного способа добычи равен потере больших налоговых поступлений. То же самое и с другими ископаемыми.
В марте 2025 года глава края Александр Осипов отчитался, что с 2018 года бюджет Забайкалья вырос более чем вдвое: с 59 до 140 млрд рублей.Осипов заявил, что начало разработки новых золотоносных месторождений — один из факторов, благодаря которым край «уходит от ярлыка дотационного региона».
В январе 2022 года в забайкальском селе Домна, где живет около 5000 человек, обнаружили тело семилетней девочки со следами укусов собак. Оказалось, что убившие ребенка псы принадлежат жительнице села Татьяне Качеевой. По мнению следствия, Качеева завела на своем участке 13 животных, плохо ухаживала за ними и отпускала на самовыгул.
Однако общественный гнев, направленный на бездомных собак, было не остановить: в Домне начали самовольно отстреливать местных псов, а депутат краевого заксобрания Александр Михайлов и вовсе призвал убивать их по всей стране. Для тех, кто выступал против, Михайлов предложил ввести смертную казнь. Михайлов считает, что зоозащита — это иностранный проект по уничтожению россиян с помощью бездомных собак.
Почти два года спустя Забайкалье стало третьим регионом России, поддержавшим резонансный законопроект об эвтаназии бездомных собак.
После того как в июле 2024 года Конституционный суд запретил убивать здоровых и неагрессивных собак, в региональное законодательство Забайкалья попытались ввести термин «экстраординарная ситуация». Объявление экстраординарной ситуации сделало бы возможной эвтаназию в муниципалитетах — там, где бездомные животные якобы проявляют агрессию и угрожают безопасности людей.
При этом критерии для определения экстраординарной ситуации, как заявляли юристы, слишком расплывчаты. В конце мая 2025 года краевая прокуратура вынесла замечания к законопроекту, указав, что предложенное определение «экстраординарной ситуации» не содержит конкретных критериев, а перечень требований к ее введению или отмене неполный.
В результате рассмотрение очередного законопроекта об убийстве собак приостановили. При этом спикер заксобрания Забайкальского края, единоросс Юрий Кон поспешил уточнить: «Данный вопрос не исключен из работы парламента. Мы, скорее всего, вернемся к его обсуждению в ближайшую сессию, еще до каникул».
Этот текст — часть спецпроекта «Экологическая карта России». Читайте наши материалы об экопроблемах в регионах страны