Экокарта
Экокарта

Адыгея Маленькая республика не справляется с большим потоком туристов

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

Адыгея — единственный в России регион, расположенный внутри другого региона: она окружена территорией Краснодарского края. Республика считается самой экологически чистой на юге России. Здесь мало промышленности и много реликтовых горных лесов, пять тысяч рек, больше сотни озер.

Но красота адыгейской природы сегодня находится под угрозой. Республику продвигают как альтернативу раскрученным курортам Кавказа и Краснодарского края. При этом делают ее максимально похожей на «конкурентов». Вместо развития самобытных походных направлений и знаменитой «тридцатки» чиновники делают ставку на массовый туризм, который требует масштабного строительства дорог, гостиниц и горнолыжных трасс. Для этого уже рубят леса, уничтожают краснокнижные растения и места обитания животных.

Усилия властей дают плоды. В прошлом году Адыгею посетили 560 тысяч человек — это на 59 тысяч больше ее населения. Сможет ли республика сохранить свою уникальность, подстраиваясь под массовый спрос? Или станет местом, которому вскоре тоже будут искать альтернативы?

«Кедр» рассказывает, как за интерес туристов к Адыгее расплачивается ее природа.

Факты

  • На территории Адыгеи расположена часть Кавказского биосферного заповедника. Это самый крупный горно-лесной заповедник в Европе.
  • В августе 2025 года Государственный Совет – Хасэ Адыгеи принял закон, который позволяет «изъятие и пересадку» краснокнижных растений для «осуществления хозяйственной деятельности». Экологи объясняют: это позволит бизнесу — в первую очередь туристическому — осваивать даже самые ценные природные территории республики.

Цифры

  • 20 особо охраняемых природных территорий находится в Адыгее. Среди них — государственный природный заповедник и три природных парка.
  • 7 ледников расположены в адыгейских высокогорьях.
  • От 200 до 250 ясных дней фиксируется в Адыгее каждый год, а теплых — от 200 до 210. Благоприятный климат определяется географическим положением: близостью незамерзающего Черного моря и горными хребтами Западного Кавказа, которые защищают республику от холодных ветров.

Основные экологические проблемы

  • Растущий туристический поток
  • Застройка нагорья Лагонаки
  • Проблемы в обращении с отходами

Цитаты

Богдан Закопайко, экоактивист:

«В любом варианте, даже в каком-то упрощенном, горнолыжный курорт превратит ландшафт Лагонаки в антропогенный. Проект подразумевает вырубку значительной площади девственных лесов, где живут эндемики и растут уникальные редкие лишайники. К тому же опыт уже существующих горнолыжных курортов, например сочинской “Розы Хутор”, показывает, что застройщики никогда не останавливаются на достигнутом. Если они закрепляются на территории, то потом, как раковые клетки, расползаются дальше и дальше, разрушая природу».

Полезные ископаемые

  • Газ
  • Нефть
  • Глауконитовые песчаники
  • Фосфориты
  • Барит
  • Доломит
  • Строительные и лечебные гипсы
  • Кварцевый песок
Аминовское ущелье. Фото: Кукарта.ру

Растущий туристический поток

Аминовское ущелье — памятник природы, занимающий 9,5 км² в окрестностях поселка Хаджох. Тропа к нему теряется среди завалов, а иногда полностью скрывается в густых зарослях папоротника. Но туристические группы добираются даже сюда — и не пешком.

В апреле 2025 года адыгейские активисты рассказали, что в ущелье регулярно приезжают эндуристы — поклонники мото- и велоспорта, включающего агрессивную езду по бездорожью и сложным трассам с препятствиями. Из-за них на тропе образовались глубокие колеи, а рядом с водой скопилось множество мусора: от обломков мотоциклов до банок от энергетиков. Когда активисты попытались объяснить группе мотоциклистов, что такая активность на особо охраняемой природной территории недопустима и даже запрещена законом, глава группы — местный гид и инструктор по эндуро Александр Разумов — пообещал им «скорую расправу в суде». Правда, иск он так и не подал.

Туризм — важнейшее направление для экономики Адыгеи. В первом полугодии 2025 года республика стала лидером по росту турпотока среди российских регионов. Чаще всего на отдых приезжали жители Краснодарского края и Ростовской области, а также Ставрополья, Москвы и Санкт-Петербурга.

До 2030 года на развитие туризма Адыгея планирует выделить около 3 млрд рублей — почти половину средств, полученных от федерального правительства в рамках индивидуальной программы развития региона. Чтобы удивлять туристов, местные гиды ищут новые маршруты — как правило, в горах и предгорьях. Директор организации «Заповедный Кавказ» Алексей Бибин предупреждает, что далеко не везде можно пускать туристов без вреда для природы.

Например, растущий туристический поток может негативно сказаться на обитателях адыгейских пещер, особенно на троглобионтах и летучих мышах, часть которых признана исчезающими видами. Среди них — европейская широкоушка, чья численность неуклонно сокращается по всему миру. Сейчас этот вид включен в Красные книги России, Беларуси, Украины, Литвы, Латвии и Польши.

«[Все эти животные] миллионы лет связаны с пещерами, где развивались и эволюционировали. Это настолько консервативная экосистема, что появление человека ее сильно меняет. На восстановление у пещер очень мало ресурсов, — объясняет Алексей Бибин. — Конечно, в Адыгее [пока остается] много пещер некоммерческих. Наверняка есть и те, где не ступала нога человека. Но даже в уже описанные и исследованные пещеры должна ступать только нога ученого-спелеолога.

Делать из малоизвестных пещер туробъекты, на мой взгляд, — преступление».

Дорога на хребте Джуга

Застройка нагорья Лагонаки

Горный хребет Азиш-Тау, высота которого достигает 1601 метра, — одна из наиболее живописных частей Западного Кавказа, объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В сентябре 2024 года на Азиш-Тау появились строители. В реликтовом горном лесу они провели сплошную рубку — все ради высоковольтной линии электропередач и водопровода для нового горнолыжного курорта «Лагонаки».

— В лесистой части охраняемого ЮНЕСКО плато ведут масштабные рубки деревьев ради линейных объектов. Это привело к уничтожению краснокнижных лишайников, — подтверждает администратор Telegram-канала «Лаго-Наки живи!» Богдан Закопайко. — И уже сейчас на альпийской части плато зафиксированы факты уничтожения краснокнижных растений во время передвижения буровой техники. Нарушения почвенного покрова подтверждали проверки МВД и прокуратуры.

Соглашение о строительстве курорта подписали в июне 2021 года. Бенефициар проекта — компания «Резорт Инвестмент», которую связывают с экс-министром сельского хозяйства и крупнейшим в стране землевладельцем Александром Ткачевым. Изначально стоимость проекта составляла 7,6 млрд рублей. Но сейчас гостиницы на 2500 номеров и 35 км трасс оценивают в 60 млрд. Как минимум пятую часть этой суммы выделит бюджет.

Жители Адыгеи и Краснодарского края вместе с учеными запускали петиции, писали обращения чиновникам и подавали судебные иски с требованием остановить застройку. Их поддержал комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО, который «настоятельно призвал» Россию прекратить все работы на плато. Если этого не произойдет, Лагонаки может стать первым российским объектом в списке Всемирного наследия под угрозой. Однако, как уточнил в разговоре с «Кедром» эксперт в сфере особо охраняемых территорий, ответственность здесь только имиджевая. Никаких финансовых потерь Россия не понесет, даже если уникальная природа плато будет уничтожена.

Впрочем, в августе 2025 года у защитников Лагонаки появилась новая надежда: на их сторону встала прокуратура Адыгеи. Надзорное ведомство обнаружило около 30 нарушений в инженерно-климатологических и экологических изысканиях, которые проводились перед началом строительства. Некоторые документы могли быть сфальсифицированы: например, расчеты нагрузок на грунт и карст. Это значит, что отдых на курорте может оказаться небезопасен — гостиницы и другие туристические объекты рискуют попросту провалиться под землю.

Прокуроры подали иск о признании недействительным положительного заключения Главгосэкспертизы на проект курорта.

Фото: ЭкоЦентр

Проблемы в обращении с отходами

В 2016 году Росприроднадзор провел несколько рейдов, отслеживая, какие именно машины привозят мусор на свалку рядом с адыгейским поселком Энем. Оказалось, что у четырех из пяти автомобилей были краснодарские номера. Оплата за прием мусора из таких машин, как правило, осуществлялась наличными и была в разы меньше, чем при захоронении на официальном полигоне. Таким незаконным путем в Энем приехало до 90% мусора.

Сейчас, как заявляет правительство Адыгеи, республика не принимает отходы из других регионов России. Однако на одного жителя республики все равно приходится 605,8 кг мусора в год, тогда как средний показатель по России — всего лишь 322,3 кг на человека.

— Такая высокая цифра — это не «адская привычка мусорить». Адыгея — небольшая республика, и ее жители производят мало отходов, но транзитные и складские потоки упаковки и товаров здесь серьезные.

Например, сюда завозят много продукции из соседнего Краснодарского края, как следствие — образуются серьезные объемы упаковочного мусора, — объясняет координатор программы «Ноль отходов» Социально-экологического союза (СоЭС) Дмитрий Нестеров. — На статистику влияет и невысокая численность населения: в крупных регионах объем мусора просто делится на большее количество человек.

Единственный полигон в республике, по словам Нестерова, близок к исчерпанию мощности, а открытие первого в регионе «высокотехнологичного экотехнопарка» за 950 млн рублей уже несколько лет переносят. Изначально его должны были открыть еще в 2023-м, теперь же обещают до конца 2026-го. Утверждается, что появление экотехнопарка снизит объемы захоронения мусора вдвое.

За весь цикл обращения с отходами в Адыгее сегодня отвечает ООО «ЭкоЦентр».

До того как стать региональным оператором, эта компания занималась не мусором, а «деятельностью по обработке данных» и «предоставлением мест для краткосрочного проживания».

Теперь же проверки выявляют у «ЭкоЦентра» десятки нарушений: от несвоевременного вывоза отходов и нелегальных свалок до фальсификации документов, ставящих под угрозу республиканские запасы питьевой воды.

В ноябре 2024 года прокуратура установила, что «ЭкоЦентр» скрыл, что под запланированным полигоном возле станицы Кужорской находится водосборная площадь Майкопского месторождения подземных пресных вод. Строительство полигона в таком месте, по словам эколога Валерия Бриниха, «поставило бы крест на водоснабжении Майкопа».

В сентябре 2025-го деятельностью «ЭкоЦентра» и вовсе заинтересовались в ФСБ. По данным силовиков, руководитель коммерческого отдела компании получил более 600 тысяч рублей от индивидуального предпринимателя за «способствование заключению договоров на вывоз мусора».

Вопреки всем нарушениям, Российский экологический оператор (РЭО) утверждает, что по устойчивости регионального оператора, а также обеспеченности контейнерами, мусорными площадками и инфраструктурой Адыгея «имеет низкий уровень риска и находится в зеленой зоне». Однако в ежегодный рейтинг самых успешных в обращении с отходами регионов республику не включают. Что будет, если открытие нового экотехнопарка перенесут, а поток туристов продолжит расти, — вопрос без ответа.

Этот текст — часть спецпроекта «Экологическая карта России». Читайте наши материалы об экопроблемах в регионах страны

Читать

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Волкособы

Как охота, рубки лесов и умирание сел ведут к появлению опасных гибридов волков и собак

«Город используют по назначению»

Жители Северска спорят о радиоактивных отходах из Франции. Многие считают их ввоз и захоронение в городе благом

Безмолвные катастрофы

Документальное кино о ядерной отрасли и попытках замолчать ее опасность. Подборка «Кедра»

«Они тоже заслуживают иной судьбы»

Репортаж из приюта для сельскохозяйственных животных — как и зачем люди спасают их от убоя?

«Климатические мигранты» в Москве

Богомолы, пауки-осы, тигровые комары — столицу заселяют экзотические виды. Что происходит?