НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА», ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+
Загрязнение экосистем фармацевтическими препаратами создает угрозу для биоразнообразия — из-за него в природе появляются птицы с немотивированной агрессией к сородичам, а рыбы перестают размножаться. К таким выводам пришла международная группа ученых под руководством Томаса Бродина из Университета сельскохозяйственных наук Умео (Швеция).
Степень загрязнения фармацевтическими препаратами была продемонстрирована в крупномасштабном исследовании, в ходе которого пробы воды взяли из 1052 мест в 104 странах со всех континентов. Около 43% участков показали превышение уровня, считающегося безопасным для экосистем.
Ученые также проанализировали более ранние исследования. Оказалось, что самцы некоторых видов рыб, подвергавшиеся воздействию контрацептивного эстрогена 17α-этинилэстрадиола из сточных вод, феминизировались и имели связанные с этим нарушения репродуктивной функции. Это привело, в частности, к сокращению популяций рыб в канадском озере Онтарио.
В качестве эксперимента ученые из Йоркского университета (Англия) вводили самкам скворцов антидепрессант «Прозак» в концентрациях, обнаруженных в сточных водах. В результате самки стали меньше петь для привлечения самцов, а самцы — вести себя агрессивно. При этом снижение дозы препарата не решило проблемы.
Есть и исторические примеры, доказывающие, что загрязнение лекарствами меняет экосистемы. Использование «Диклофенака», который до 2006 года регулярно давали крупному рогатому скоту в Индии, привело к резкому снижению численности стервятников — рекордному по скорости исчезновения. Так произошло из-за того, что хищные птицы поедали туши животных и отравлялись накопленным веществом.
«Фармацевтическое загрязнение представляет угрозу и для людей, — отмечается в исследовании международной группы ученых под руководством Томаса Бродина из шведского университета. — Оно способствует мобилизации широкого спектра генов устойчивости к антибиотикам». Это значит, что эффективность существующих препаратов неизменно сокращается из-за массового привыкания к ним.
Ученые выяснили, что есть три пути попадания препаратов в окружающую среду: в процессе производства, в результате употребления человеком и захоронения отходов на свалке. Следовательно, полностью исключить загрязнение медикаментами невозможно.
«Понимая, что доступ пациентов к фармацевтическим препаратам будет оставаться жизненно важным и в будущем, мы лишь призываем разработчиков и производителей лекарств, ученых и политиков осознать растущую экологическую угрозу, — объяснили авторы исследования. — Поэтому нужно в срочном порядке уделить внимание устойчивому молекулярному дизайну более экологичных лекарств».
Чтобы сократить загрязнение уже сейчас, авторы исследования призвали более осознанно подходить к назначению и приобретению лекарств, совершенствовать системы очистки сточных вод, заниматься просвещением в вопросах утилизации препаратов. Во многих странах в аптеках и больницах устанавливают контейнеры для сбора ненужных или просроченных лекарств. Сотрудники пунктов приема самостоятельно сортируют их и отправляют на утилизацию. Например, в США общенациональный сбор просроченных лекарств действует с 2006 года. С тех пор в стране открылось более 6 тысяч пунктов приема.
В России такой общегосударственной практики нет. Но во многих городах есть эковолонтеры, которые занимаются сбором отходов — иногда они принимают и ненужные лекарства. Волонтеры передают их компаниям, которые специализируются на медицинской утилизации. В результате сжигания, досжигания и очистки выделяемых газов объем выброшенных медикаментов уменьшается на 90-95%.