Около 3 тысяч человек погибли погибли в Ливии из-за последствий урагана «Даниэль», еще 10 тысяч жителей пропали без вести. Об этом сообщило издание The Guardian со ссылкой на министра здравоохранения властей, контролирующей восток страны, и представителя Красного Креста и Красного Полумесяца в Ливии.
Ураган обрушился на восточную Ливию в воскресенье, 10 сентября. Он затронул прибрежные города Джабаль аль-Ахдар, Бенгази и Дерну, которая пострадала больше всего: там прорвало две плотины и скопившаяся вода хлынула в жилые районы.
Министр гражданской авиации Хишем Шкиуат заявил, что ситуация в Дерне катастрофическая. «Тела лежат повсюду — в море, в долинах, под зданиями», — рассказал он агентству Reuters. «Я не преувеличиваю, когда говорю, что 25% города исчезло. Многие, многие здания рухнули». Сейчас в Дерне не работает сотовая связь и нет доступа в интернет.
Как пишет The Guardian, жителей сразу не предупредили о том, что городские плотины могут прорваться. Ранее инженеры уже выступали с общими предупреждениями о риске их прорыва и о срочной необходимости усилить их защиту.
Издание также пишет, что из-за политической ситуации в стране, где с 2011 года после свержения режима Муаммара Каддафи так и не установилась единая власть, инвестиции в дороги и коммунальные услуги сократились, а регулирование частного строительства было минимальным.
Кроме того, по словам ливийского журналиста Абдулкадера Асада, чьи слова приводит BBC, такая политическая ситуация затрудняет спасательные работы, поскольку разные власти не могут оперативно отреагировать на стихийное бедствие. «В Ливии нет спасательных команд, нет обученных спасателей. Все последние 12 лет было связано с войной», — рассказал он BBC.
Сейчас о намерении помочь с устранением последствий наводнения в Ливии заявили Турция, Объединенные Арабские Эмираты и США, пишет CNN.
На прошлой неделе мощные наводнения произошли в Греции, Турции, Болгарии, Бразилии и Гонконге, в результате чего погибли десятки человек.
Как рассказал «Кедру» эксперт по вопросам изменения климата Василий Яблоков, произошедшее в Ливии наводнение — это закономерное последствие климатического кризиса, при котором экстремальные погодные явления происходят чаще, становятся более интенсивными и наносят больший ущерб.
«Страны не готовы к таким явлениям. Наибольшие разрушения наблюдаются в странах, которые не уделяют должного внимания адаптации к изменению климата, а заняты вопросами, далекими от решения климатической проблемы — например, военными конфликтами, как это произошло в Ливии. Во многих других странах изменение климата тоже не является приоритетом, хотя такие явления, как наводнения, это очень четкий сигнал того, что основной угрозой для экономики стран будут не вражеские действия государств, политических партий и так далее, а меняющийся климат. Отсутствие значительных действий и прогресса в этой области будет только усиливать проблемы, от которых пострадают обычные люди. И, как мы видим, в Ливии уже пострадало беспрецедентное количество человек», — прокомментировал Василий Яблоков.
«Что можно с этим сделать? Необходимо помочь странам, которые больше всего уязвимы к климатическим проблемам, хотя на самом деле уязвимы практически все. <…> Только в прошлом году страны согласовали создание фонда помощи «loss and damage» для развивающихся стран, которые могли бы использовать средства от развитых стран для компенсации ущерба и потерь от климатического кризиса. Как раз то, что произошло в Ливии, это тот случай, который подходит под описание работы этого фонда.
Но, как мы видим, фонд до сих пор не начал свою работу. Возможно, наводнение в Ливии станет первым кейсом, когда международный механизм поможет справиться с гуманитарной катастрофой от последствий климатического кризиса», — пояснил Василий Яблоков.
Для того, чтобы справиться с климатическим кризисом, страны должны оставить любые разногласия, потому что все стоят перед лицом одной угрозы, подчеркивает эксперт. «Нужно также четко отдавать себе отчет, кто виноват в таких изменениях — это компании, которые продолжают получать сверхприбыль от добычи и сжигания ископаемого топлива. Ответственность за такие катастрофические последствия, как в Ливии, должна в том числе лечь и на эти компании, которые пытаются избежать любых издержек и расходов и продолжают дальше вести свой бизнес», — добавил Василий Яблоков.