Бурприроднадзор разрешил отстрел бакланов «в связи с превышением показателя максимальной численности и нанесения ущерба объектам животного мира». Об этом сообщили в ведомстве.
«По результатам проведенных научных работ <…> рекомендовано провести регулирование численности баклана. В связи с превышением показателя максимальной численности баклана Бурприроднадзором принято решение о регулировании птицы сроком до 1 июля 2023 года», — говорится в сообщении ведомства.
В рамках «регулирования» планируется убить 3 тысячи особей в районах республики с наибольшим количеством гнездовых колоний — Баргузинском, Кабанском, Северо-Байкальском, Прибайкальском и Селенгинском районах. «Муниципалитетам рекомендовано предусмотреть возмещение затрат охотникам, так как добыча птицы трудоёмкий и дорогостоящий процесс», — отметили в Бурприроднадзоре.
Ранее «Кедр» писал о том, что бурятские депутаты предложили убивать большого баклана, чтобы «спасти рыбу» в Байкале. По их мнению, птица «ежегодно поедает до тысячи тонн ценного и охраняемого байкальского омуля», препятствуя его размножению. Рост популяции этой рыбы — одна из задач национального проекта «Экология».
Эксперты предполагают, что «социальный заказ на баклана» связан с продвижением интересов браконьеров.
«Масштабы браконьерской добычи омуля на Байкале действительно впечатляют: только в 2019–2020 годах у рыбаков изъяли более 2 000 тонн этой рыбы. Ровно тот объем, который пытаются «вменить» баклану», — объясняет орнитолог Виталий Рябцев.
Вместе с тем от вице-премьера Виктории Абрамченко поступила инициатива изучить вопрос принудительного сокращения и популяции байкальской нерпы. Предложение должно быть рассмотрено до 25 мая.
По мнению чиновников, нерп допустимо отстреливать, чтобы возобновить промышленное и любительское рыболовство на Байкале, в частности — добычу омуля, которого якобы слишком активно поедают нерпы. При этом ученые Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова РАН выступили против отстрела байкальской нерпы, заявив, что отрицательных последствий от увеличения ее численности нет.
Как пояснил в разговоре с «Кедром» директор Центра охраны дикой природы Алексей Зименко, нерпы не могут помешать промышленной добыче омуля. Эколог также отметил, что любое изъятие биологических объектов из природы в промышленных масштабах — очень грубое вмешательство в природные процессы, и, как правило, практически непредсказуемое по своим последствиям.