Поддержать
Новости

Суд отказался снять с «Кедра» статус «иноагента». Зато мы узнали: Минюст, внося нас в реестр, опирался на выдуманные данные Ведомство, в числе прочего, использовало доклад Центра изучения новых коммуникаций, данные которого ничем не подтверждены

27 декабря 2023Читайте нас в Telegram
Иллюстрация: Кедр

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА», ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

Замоскворецкий районный суд Москвы отказал в удовлетворении иска «Кедр.медиа» о снятии статуса «иностранного агента». Соответствующее решение приняла судья Мария Патык.

Представляющие интересы редакции юристы Центра защиты прав СМИ* настаивали, что включение в реестр незаконно, поскольку в соответствии с законодательством об «иностранных агентах» и распоряжением Правительства РФ от 10.11.2022 № 3417-р в реестр вносятся сведения в отношении общественных объединений, иностранных структур без образования юридического лица, а также иных объединений лиц. Однако «Кедр» не является ни общественным объединением, ни иностранной структурой без образования юридического лица, ни иным объединением граждан — это бренд. Минюст внес «Кедр.медиа» в реестр в качестве «интернет-источника», хотя действующее законодательство не предусматривает возможности вносить «интернет-источники» (названия сайтов в сети Интернет) в реестр «иностранных агентов».

Кроме того, в законодательстве об «иностранных агентах» говорится, что в реестр могут попадать физлица и организации, которые соответствуют двум критериям: получают поддержку и (или) находятся под иностранным влиянием и осуществляют целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации и распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов. 

Однако эти критерии слишком неопределенные и могут трактоваться расширительно: Минюст де-факто наделен неограниченной властью в плане назначения людей и организаций «иноагентами», что противоречит принципу верховенства права. На это уже указывал Комитет по правам человека ООН.

Противоречит решение Минюста и статье 29 Конституции РФ, а также статьям 19, 26 Международного пакта о гражданских и политических правах (эти статьи гарантируют свободу слова и равенство всех перед законом).

Министерство юстиции представило в суд такие обоснования своей позиции:

Во-первых, сослалось на доклад Центра изучения новых коммуникаций, в котором говорится, что российские независимые СМИ после начала военной операции в Украине якобы стали получать деньги от пяти «координационных центров»: немецкого, британского, шведского, американского и украинского. Ни руководителей этих центров, ни адресов их офисов, ни сумм, которые они якобы перечислили российским СМИ, Центр изучения новых коммуникаций не называл. Более того, в «докладе» имеются явные фактические ошибки, как, например, утверждение о том, что журналист Юлия Латынина* переехала в Украину. С большой долей вероятности можно предположить, что данные в докладе просто выдуманы. «Кедр» в нем, к слову, отнесен к «немецкому координационному центру».

Руководит Центром изучения общественных коммуникаций бывший сотрудник администрации президента Станислав Апетьян. Характерно, что на сайте организации этого доклада нет — он распространяется только в telegram-каналах.

Во-вторых, в качестве «иностранного влияния» министерство привело тот факт, что в «Кедре» публиковались материалы со ссылкой на издания, признанные «иностранными агентами», а также мнения экологов, признанных «иностранными агентами».

Всего Минюст счел «иноагентскими» 17 публикаций на сайте и в telegram-канале «Кедра», а также две публикации в других изданиях: интервью с главредом «Кедра» Иваном Жилиным в Republic* и перепечатку нашего материала об экологических последствиях военной операции в Украине на сайте «Радио Свобода»*.

Среди публикаций «Кедра», которые Минюст счел «иноагентскими» — например, новость об обнаружении на побережье Каспия в Туркменистане сотен туш мертвых тюленей. Или — пост от 6 августа 2022 года о лесном пожаре в национальном парке «Югыд Ва». В списке также программная статья эколога Евгения Симонова* и экологического журналиста Ангелины Давыдовой «Зеленое величие России» — о том, как богатая природа России могла бы сделать ее одним из ключевых игроков на международной арене.

Справку для внесения «Кедра» в реестр «иноагентов» составила консультант отдела мониторинга и анализа деятельности некоммерческих организаций Департамента по защите национальных интересов от внешнего влияния Филимонкова С. Г., решение о внесении в реестр подписал замминистра юстиции Олег Свириденко.

Мы будем обжаловать решение Замоскворецкого районного суда.

«Кедр» был признан «иностранным агентом» 10 ноября 2022 года. Министерство юстиции посчитало, что наше издание «принимало участие в распространении для неограниченного круга лиц информационных материалов иностранных агентов, а также недостоверной информации о принимаемых органами публичной власти Российской Федерации решениях и проводимой ими политике, в том числе в сфере экологии и природоохранной деятельности». При этом ни одна публикация «Кедра» за всю историю проекта не была признана недостоверной в установленном законом судебном порядке.  

* Признан(а) Минюстом «иностранным агентом»     

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Поделить последнюю шкуру

Как в России ради развлечения и денег уничтожают гималайских медведей. Репортаж с Дальнего Востока

Угробить реку или остановить Шереметьево?

Как в городах России уничтожают малые реки, как люди с этим борются и почему сдаются

«Куда бы мы ни предложили мусор возить — везде найдутся активисты»

Репортаж из уральского села, где протест против мусорного полигона дошел до голодовки

Она вам не эколог

Портрет Ирины Макановой — самого скандального чиновника Минприроды, которой «нахрен не сдалась экология»

Пробочный эффект

Разбираем экологические последствия антиалкогольной кампании в СССР