НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+
США и Россия могут вернуться к совместному освоению месторождений в Карском море. В области сотрудничества в Арктике это направление может стать первым и приоритетным, считает научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Никита Липунов.
До 2018 года «Роснефть» и американская нефтегазовая компания ExxonMobil уже занимались совместной разработкой месторождений в Карском море. Однако из-за введенных США и Евросоюзом санкций ExxonMobil вышла из проекта.
Экологи выступали против него еще в начале 2010-х годов. Они указывали на то, что запланированный для освоения участок пересекается с акваторией нацпарка «Русская Арктика», и разработка месторождений угрожает его обитателям, в том числе краснокнижным белым медведям.
Кроме того, погодные условия, по их мнению, не способствуют безопасному развитию проекта:
«Добывать нефть в столь суровых условиях – это просто безумие. Нельзя допустить, чтобы очередной «Exxon Valdez» случился в России», — подчеркивала специалист по энергетике Юлия Пронина.
В 2012 году эксперты российско-норвежской комиссии, в которую с российской стороны вошли сотрудники Росгидромета, Курчатовского института и государственного научного центра «Южморгеология», выяснили, что территория, где планировалось бурение — советский атомный могильник. По их данным, в водах на тот момент находились 17 тысяч контейнеров с радиоактивным мусором и вышедшие из строя атомные реакторы. Однако повышение радиационного фона тогда они не зафиксировали.
Мотивация России в таком возобновлении сотрудничества — экономическая, пояснила в разговоре с «Кедром» аналитик «Арктиды» по климатическому кризису и энергопереходу Мария Иванова. По ее словам, стране не хватает ресурсов для геологоразведки и средств бурения — их как раз могут предоставить Соединенные Штаты. По оценкам консалтингового агентства «Яков и партнеры», более половины оборудования, которое необходимо для увеличения отдачи скважин и добычи трудноизвлекаемой нефти зависит от импорта.
Кроме того, Дональд Трамп и Владимир Путин могут рассматривать совместные проекты в Арктике как возможность получить прибыль за счет «зеленого перехода», полагает Иванова.
«Помимо вероятных совместных нефтегазовых проектов, могут быть другие проекты добычи различных полезных ископаемых в Арктике, в том числе необходимых для энергоперехода. В мире есть и будет спрос на сырье и технологии для энергоперехода, а будет спрос — будет и предложение. И если продажа нефти — это давно понятный и хорошо разработанный источник доходов, то “зеленый переход” только недавно начался восприниматься в России как явление, на которое нужно реагировать и которое может дать новые экономические возможности», — объясняет эксперт.
Экологи неоднократно подчеркивали опасность промышленных разработок в Арктике. Экосистемы здесь восстанавливаются после техногенных аварий дольше, чем в других частях мира. Кроме того, при добыче нефти выделяется парниковый газ метан, который способствует изменению климата. «Исследования показывают, что разработка арктической нефти несовместима с удержанием глобального потепления в пределах 2 °C и тем более 1,5 °C — целям, зафиксированном в Парижском соглашении, к которому присоединилась и Россия», — говорит Мария Иванова.
Разговор о возможном возобновлении совместных проектов по добыче полезных ископаемых состоялся на переговорах России и США 18 февраля в Эр-Рияде. Об этом заявил глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев в интервью Politico.