НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+
Мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление, которым изменил статус столичных особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Они перешли в новую категорию «особо охраняемых зеленых территорий» (ООЗТ).
«[Это решение] означает понижение статуса бывших особо охраняемых природных территорий. Некоторые защищающие их нормы ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях” больше не действуют, прямого запрета деятельности, причиняющей вред природным комплексам и их компонентам, больше нет», — объяснил в разговоре с «Кедром» эксперт по лесам.
В постановлении отмечается, что московские власти могут устанавливать дополнительные требования по охране отдельных территорий. Но порядок принятия таких решений не определен. Этим, как считает эксперт, могут воспользоваться заинтересованные в освоении ценных земель представители бизнеса: на территории ООЗТ разрешено строить автомобильные и железные дороги, трубопроводы, линии электропередач, здания и парковки.
Теперь управление бывшими ООПТ регулируется постановлением правительства Москвы от 22 августа 2012 года № 423-ПП «Об особо охраняемых зеленых территориях в городе Москве». Этот документ запрещает деятельность, не связанную с их сохранением, «за исключением деятельности, предусмотренной решением правительства Москвы». Это значит, что судьба ООЗТ или их частей полностью зависит от решений московского правительства.
«Преобразование особо охраняемых природных территорий в Москве в особо охраняемые зеленые территории — часть общей тенденции, — говорит эксперт по лесам. — В природоохранной сфере Москва постепенно выбирается из-под федерального законодательства, или, как говорили в начале девяностых, берет столько суверенитета, сколько хочет и может. Это далеко не первое такое решение. Преобразование бывших официальных лесов, располагавшихся на землях лесного фонда, в те же ООЗТ, передача полномочий по управлению московской частью “Лосиного острова” на уровень города — это звенья единой цепи».
По мнению собеседника «Кедра», такие решения принимаются из-за «слабости федеральных природоохранных структур». Поэтому, полагает он, уже в ближайшие годы или месяцы последовать примеру Москвы могут и другие российские регионы.
Предложение разрешить перевод ООПТ в ООЗТ в Москве появилось в ноябре 2024 года. Тогда в Мосгордуму внесли комплексный законопроект, призванный заменить действующие природоохранные законы столицы. Депутаты поддержали изменения единогласно.
«Все это происходит на фоне очень быстрого роста московской агломерации, — заключил эксперт. — По разным оценкам, ежегодный прирост ее населения составляет от десятков тысяч до сотен тысяч человек, в основном за счет внутренней миграции. Обеспечение этого роста необходимым жильем и инфраструктурой происходит во многом за счет уплотнительной застройки, сокращения площади и доли природных территорий и прочих открытых пространств. Риск того, что бывшие московские особо охраняемые природные территории со временем тоже станут жертвами такого уплотнения, очень велик. И чем ниже их официальный статус, тем этот риск выше».