Поддержать
Новости

Сергей Собянин упразднил все московские ООПТ. Теперь на их территории можно строить дороги и здания По мнению опрошенного «Кедром» эксперта, этот прецедент могут использовать и другие регионы России

09 января 2025Читайте нас в Telegram
Бывший заказник «Долина реки Сетунь». Фото: Геннадий Грачев

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

Мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление, которым изменил статус столичных особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Они перешли в новую категорию «особо охраняемых зеленых территорий» (ООЗТ).  

«[Это решение] означает понижение статуса бывших особо охраняемых природных территорий. Некоторые защищающие их нормы ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях” больше не действуют, прямого запрета деятельности, причиняющей вред природным комплексам и их компонентам, больше нет», — объяснил в разговоре с «Кедром» эксперт по лесам.

В постановлении отмечается, что московские власти могут устанавливать дополнительные требования по охране отдельных территорий. Но порядок принятия таких решений не определен. Этим, как считает эксперт, могут воспользоваться заинтересованные в освоении ценных земель представители бизнеса: на территории ООЗТ разрешено строить автомобильные и железные дороги, трубопроводы, линии электропередач, здания и парковки.

Теперь управление бывшими ООПТ регулируется постановлением правительства Москвы от 22 августа 2012 года № 423-ПП «Об особо охраняемых зеленых территориях в городе Москве». Этот документ запрещает деятельность, не связанную с их сохранением, «за исключением деятельности, предусмотренной решением правительства Москвы». Это значит, что судьба ООЗТ или их частей полностью зависит от решений московского правительства.

«Преобразование особо охраняемых природных территорий в Москве в особо охраняемые зеленые территории — часть общей тенденции, — говорит эксперт по лесам. — В природоохранной сфере Москва постепенно выбирается из-под федерального законодательства, или, как говорили в начале девяностых, берет столько суверенитета, сколько хочет и может. Это далеко не первое такое решение. Преобразование бывших официальных лесов, располагавшихся на землях лесного фонда, в те же ООЗТ, передача полномочий по управлению московской частью “Лосиного острова” на уровень города — это звенья единой цепи». 

По мнению собеседника «Кедра», такие решения принимаются из-за «слабости федеральных природоохранных структур». Поэтому, полагает он, уже в ближайшие годы или месяцы последовать примеру Москвы могут и другие российские регионы. 

Предложение разрешить перевод ООПТ в ООЗТ в Москве появилось в ноябре 2024 года. Тогда в Мосгордуму внесли комплексный законопроект, призванный заменить действующие природоохранные законы столицы. Депутаты поддержали изменения единогласно. 

«Все это происходит на фоне очень быстрого роста московской агломерации, — заключил эксперт. — По разным оценкам, ежегодный прирост ее населения составляет от десятков тысяч до сотен тысяч человек, в основном за счет внутренней миграции. Обеспечение этого роста необходимым жильем и инфраструктурой происходит во многом за счет уплотнительной застройки, сокращения площади и доли природных территорий и прочих открытых пространств. Риск того, что бывшие московские особо охраняемые природные территории со временем тоже станут жертвами такого уплотнения, очень велик. И чем ниже их официальный статус, тем этот риск выше».

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Есть ли жизнь после мазута

Первые черноморские птицы, выпущенные после очистки от топлива, погибли. «Кедр» разобрался, что было не так

Спасая природу, мы спасаем себя

Экологическому сообществу есть, чем гордиться. Рассказываем, чего мы все добились в уходящем году

Борьба за само существование

Слушания по климату в Международном суде ООН: бедные страны говорят, что их уничтожают, богатые — что им нет до этого дела

Спасти море

Репортаж с анапского побережья, где волонтеры, собирая мазут, падают в обморок, а власти уверяют, что «все контролируют»

Лес, АЭС и памятник человеческой жадности

Топ-4 экологических фильма с фестиваля восточноевропейского кино в Котбусе