Поддержать
Новости

С начала года в России сгорело больше 4,5 млн гектаров леса. Эксперты называют это «неожиданно позитивным» промежуточным итогом Среди причин — везение с погодой и то, что стали меньше жечь траву

01 сентября 2025Читайте нас в Telegram
Фото: «Кедр»

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

К 1 сентября в России сгорело больше 4,5 млн гектаров леса — почти на треть меньше, чем на ту же дату год назад, согласно отчетам Авиалесоохраны. Эксперты, с которыми поговорил «Кедр», называют промежуточные итоги пожароопасного сезона «неожиданно позитивными». 

Речь не только о лесных пожарах, а о ландшафтных в целом. Среди причин улучшения статистики эксперты отмечают нестабильную погоду с перепадами температур и аномальными осадками, отсутствие серьезной жары в сибирских регионах, а также то, что люди стали постепенно отказываться от весенних профилактических выжиганий.

Эксперт по лесам, пожелавший остаться анонимным, в разговоре с «Кедром» отметил, что пока даже удается уложиться в установленные властями целевые показатели сгоревших лесов. В 2025 году — это 4,68 млн гектаров по всей стране к концу декабря. «Формально пока вообще получилось уложиться — но, думаю, отчасти благодаря подгонке отчетности под желаемый результат», — полагает эксперт.

При этом не для всех регионов пожароопасный сезон был спокойным — в первую очередь для Забайкалья и Бурятии, в которых нынешний год в лесопожарном отношении оказался «совершенно катастрофическим», говорит собеседник «Кедра».

Площадь лесов, пройденных огнем в Забайкальском крае, оценивается Авиалесоохраной в 2,9 млн гектаров, в Бурятии — почти в 982 тысячи гектаров. Это почти 85% от всех сгоревших лесов в России с начала года и самые высокие показатели среди регионов. В Забайкалье пожары достигали населенных пунктов, из-за них пострадали десятки домов в дачных кооперативах — один из них сгорел полностью. Огонь тушили более 20,5 тысячи человек, трое пожарных погибли.

По словам эксперта, пример Забайкалья и Бурятии «взбодрил» лесопожарные службы и региональные власти, поэтому время наивысшей опасности они встретили «уже вполне проснувшимися». «Но все-таки везение, думаю, сыграло важнейшую роль», — считает специалист, объясняя, что в большинстве самых пожароопасных регионов в Сибири сухие периоды регулярно чередовались с дождями.

«Относительно спокойное прохождение лесопожарного сезона власти, скорее всего, будут ошибочно воспринимать как свою победу, и как свидетельство того, что система охраны лесов от огня работает наконец-то хорошо (что очень далеко от действительности)», — говорит собеседник «Кедра».

Эксперт опасается, что на следующий год финансирование лесного хозяйства и переданных регионам лесных полномочий оставят примерно на нынешнем уровне. 

«А на самом деле ситуация ухудшается: и климат меняется, и бардак в лесном хозяйстве нарастает. Квалифицированные работники уходят, техники и оборудование изнашиваются, люди все больше вынуждены заниматься административными глупостями, мотивация к хорошей работе теряется», — отмечает специалист. 

«Если на это наложится еще и рост отраслевой нищеты — это может стать одной из важных причин следующей пожарной катастрофы», — предупреждает собеседник «Кедра».

Об изменении климата, дефиците кадров и маленьких зарплатах говорит и эксперт Центра профилактики ландшафтных пожаров Григорий Куксин. В условиях меняющегося климата «новой нормой» для всей страны стали торфяные пожары, которые могут переходить в открытое горение, рассказывает специалист. Он также отмечает, что самые большие и самые влияющие на статистику пожары — в так называемых «зонах контроля», где огонь не тушат. «Постепенно эти зоны сокращаются, но сил на тушение там — денег и людей — не хватает», — добавляет Куксин.

«Прогноз на конец сезона пока тревожный. До конца сезона еще далеко», — говорит эксперт. Он объясняет, что в последние годы из-за растянутой, часто жаркой и сухой осени пожароопасный сезон становится длиннее.

Куксин считает, что стоит ожидать еще один пик ландшафтных пожаров в сентябре-октябре и даже с продолжением до ноября. Он предполагает, что его причиной снова будут поджоги травы и не потушенные вовремя торфяные пожары. «Зимой же предстоит тушить «зомби-пожары» — зимующие очаги тления торфа, в том числе на северах», — прогнозирует эксперт.

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

«Власти финансировали ненужные работы»

Год крушению танкеров под Анапой. Почему последствия катастрофы до сих пор не ликвидированы?

Священник, которым восхищался Дарвин

Три письма служителя церкви Гилберта Уайта, жившего три столетия назад: о важности червей, сверчках и странном мареве в Европе

«Узаконить беззаконие»

Госдума разрешила сплошные рубки леса на Байкале. Что меняется в охране озера и можно ли еще его спасти?

Озеленяющие Освенцим

Как нацисты разделили природу на «арийскую» и остальную — подлежащую уничтожению. Разбор экополитики Третьего рейха

Еда: отдать или выбросить?

Как предрассудки и налоги мешают спасать людей от голода, а планету — от мусора. Рассказываем о фудшеринге