Поддержать
Новости

С начала года в России сгорело больше 4,5 млн гектаров леса. Эксперты называют это «неожиданно позитивным» промежуточным итогом Среди причин — везение с погодой и то, что стали меньше жечь траву

01 сентября 2025Читайте нас в Telegram
Фото: «Кедр»

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

К 1 сентября в России сгорело больше 4,5 млн гектаров леса — почти на треть меньше, чем на ту же дату год назад, согласно отчетам Авиалесоохраны. Эксперты, с которыми поговорил «Кедр», называют промежуточные итоги пожароопасного сезона «неожиданно позитивными». 

Речь не только о лесных пожарах, а о ландшафтных в целом. Среди причин улучшения статистики эксперты отмечают нестабильную погоду с перепадами температур и аномальными осадками, отсутствие серьезной жары в сибирских регионах, а также то, что люди стали постепенно отказываться от весенних профилактических выжиганий.

Эксперт по лесам, пожелавший остаться анонимным, в разговоре с «Кедром» отметил, что пока даже удается уложиться в установленные властями целевые показатели сгоревших лесов. В 2025 году — это 4,68 млн гектаров по всей стране к концу декабря. «Формально пока вообще получилось уложиться — но, думаю, отчасти благодаря подгонке отчетности под желаемый результат», — полагает эксперт.

При этом не для всех регионов пожароопасный сезон был спокойным — в первую очередь для Забайкалья и Бурятии, в которых нынешний год в лесопожарном отношении оказался «совершенно катастрофическим», говорит собеседник «Кедра».

Площадь лесов, пройденных огнем в Забайкальском крае, оценивается Авиалесоохраной в 2,9 млн гектаров, в Бурятии — почти в 982 тысячи гектаров. Это почти 85% от всех сгоревших лесов в России с начала года и самые высокие показатели среди регионов. В Забайкалье пожары достигали населенных пунктов, из-за них пострадали десятки домов в дачных кооперативах — один из них сгорел полностью. Огонь тушили более 20,5 тысячи человек, трое пожарных погибли.

По словам эксперта, пример Забайкалья и Бурятии «взбодрил» лесопожарные службы и региональные власти, поэтому время наивысшей опасности они встретили «уже вполне проснувшимися». «Но все-таки везение, думаю, сыграло важнейшую роль», — считает специалист, объясняя, что в большинстве самых пожароопасных регионов в Сибири сухие периоды регулярно чередовались с дождями.

«Относительно спокойное прохождение лесопожарного сезона власти, скорее всего, будут ошибочно воспринимать как свою победу, и как свидетельство того, что система охраны лесов от огня работает наконец-то хорошо (что очень далеко от действительности)», — говорит собеседник «Кедра».

Эксперт опасается, что на следующий год финансирование лесного хозяйства и переданных регионам лесных полномочий оставят примерно на нынешнем уровне. 

«А на самом деле ситуация ухудшается: и климат меняется, и бардак в лесном хозяйстве нарастает. Квалифицированные работники уходят, техники и оборудование изнашиваются, люди все больше вынуждены заниматься административными глупостями, мотивация к хорошей работе теряется», — отмечает специалист. 

«Если на это наложится еще и рост отраслевой нищеты — это может стать одной из важных причин следующей пожарной катастрофы», — предупреждает собеседник «Кедра».

Об изменении климата, дефиците кадров и маленьких зарплатах говорит и эксперт Центра профилактики ландшафтных пожаров Григорий Куксин. В условиях меняющегося климата «новой нормой» для всей страны стали торфяные пожары, которые могут переходить в открытое горение, рассказывает специалист. Он также отмечает, что самые большие и самые влияющие на статистику пожары — в так называемых «зонах контроля», где огонь не тушат. «Постепенно эти зоны сокращаются, но сил на тушение там — денег и людей — не хватает», — добавляет Куксин.

«Прогноз на конец сезона пока тревожный. До конца сезона еще далеко», — говорит эксперт. Он объясняет, что в последние годы из-за растянутой, часто жаркой и сухой осени пожароопасный сезон становится длиннее.

Куксин считает, что стоит ожидать еще один пик ландшафтных пожаров в сентябре-октябре и даже с продолжением до ноября. Он предполагает, что его причиной снова будут поджоги травы и не потушенные вовремя торфяные пожары. «Зимой же предстоит тушить «зомби-пожары» — зимующие очаги тления торфа, в том числе на северах», — прогнозирует эксперт.

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Еда: отдать или выбросить?

Как предрассудки и налоги мешают спасать людей от голода, а планету — от мусора. Рассказываем о фудшеринге

Волкособы

Как охота, рубки лесов и умирание сел ведут к появлению опасных гибридов волков и собак

«Город используют по назначению»

Жители Северска спорят о радиоактивных отходах из Франции. Многие считают их ввоз и захоронение в городе благом

Безмолвные катастрофы

Документальное кино о ядерной отрасли и попытках замолчать ее опасность. Подборка «Кедра»

«Они тоже заслуживают иной судьбы»

Репортаж из приюта для сельскохозяйственных животных — как и зачем люди спасают их от убоя?