Поддержать
Новости

Половина отходов мебели в мире сжигается или закапывается на свалках. Тем временем темпы ее производства стремительно растут  В России наладить переработку старой мебели помешал уход европейских компаний

06 июня 2024Читайте нас в Telegram

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА», ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

Почти половина всех в мире мебельных отходов отправляется на мусоросжигательные заводы или закапывается на свалках. Об этом сообщается в отчете французского Национального управления ресурсов и переработки, а также экологических ассоциаций Zero Waste France и Les Amis de la Terre.

Авторы исследования отмечают, что производство дешевой мебели и масс-маркет одежды имеют одну и ту же бизнес-модель — все это явления быстрой моды, когда выпускаются огромные количества недорогих товаров, а коллекции быстро обновляются. В частности, такую бизнес-модель использует мебельная компания Zara Home.

«Гиганты быстрой моды, электронной коммерции и массовой дистрибуции сделали все, чтобы усилить тренд на быструю моду. Их цель — получить максимальную прибыль, и они не учитывают катастрофические последствия для планеты», — говорит Полин Дебрабандере, координатор кампании Zero Waste France.

Исследования показывают, что с 2017-го по 2022-й количество предметов мебели и декора, представленных только на рынке Франции, увеличилось на 88% — с 269 млн до 505 млн единиц. Сейчас не менее 46% покупателей товаров для украшения дома обновляют мебель или декор хотя бы раз в год. С увеличением количества покупок выросло и количество мусора — с 2014 по 2021 годы объем отходов мебели во Франции удвоился и достиг 1,3 млн тонн.

Экологические организации надеются, что на смену быстрой моде придет культура повторного использования и ремонта вещей. Сейчас, по оценкам RREUSE — европейской сети предприятий, практикующих повторное использование ресурсов, удается спасти от попадания на свалку около 1 млн тонн товаров и материалов. Это экономит столько выбросов CO₂, сколько в течение года создают более чем 108 тысяч жителей Европы.  

По данным Европейского бюро по охране окружающей среды, каждый год предприятия и потребители по всей Европе выбрасывают 10 миллионов тонн мебели. Поскольку большая часть либо попадает на свалку, либо сжигается, эксперты рекомендуют внедрять в отрасли циклическую бизнес-модель — прежде всего, посредством развития инициатив по ремонту и перепродаже.

В России мебель также пытаются перерабатывать. В 2020 году «Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли России» (АМДПР) объявила, что начинает проект по переработке старых предметов интерьера из древесных плит. По данным объединения, внедрение переработки вторичной древесины по всей стране обошлось бы в 12 млрд рублей. Проект решили запустить в семи регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской, Костромской, Новгородской областях и Краснодарском крае. Во всех них есть запрос на щепу из старой мебели — полуфабрикат, из которого можно заново создавать ДСП или пеллеты. Судьба инициатива неясна: данных о результатах проекта нет.

Лидерами зарождающейся российской индустрии переработки мебели были шведская IKEA и австрийский Kronospan. Однако они ушли с российского рынка после начала боевых действий в Украине. Первая из них предлагала покупателям сдать отслужившие изделия на благотворительность или переработку в обмен на скидку. Некоторые товары IKEA стала создавать полностью из переработанных материалов — например, стул Odger состоит на 70% из переработанного пластика и 30% древесной стружки, полученной из старой мебели. Kronospan все, что оставалось после деревообработки, направляла на изготовление ламинированных ДСП и МДФ. В России компания вела переработку в Московской области.

«К сожалению, переработка мебели происходит по принципу “инициатива наказуема”. Компании сами занимаются налаживаем логистических цепочек по поставке вторичной древесины и старой мебели. То есть проекты этих компаний ― это по большому счету пока что внутрикорпоративная инициатива, которую вряд ли можно распространить в качестве алгоритма на Российскую Федерацию в целом», — резюмировал генеральный директор АМДПР Тимур Иртуганов.

Эксперты отмечают, что для создания в России полноценной системы переработки мебели необходимо принять целый ряд практических и нормотворческих действий:

  • Во-первых, создать пункты сбора и условия для логистики, а также систему поощрения граждан, готовых сдать мебель на переработку.
  • Во-вторых, создать законодательную базу: доработать санитарные нормы и правила, а также внести в федеральный закон «Об отходах производства и потребления» перечень древесных продуктов, подлежащих переработке, чтобы они не попадали на полигоны.
  • В-третьих, потребуется модернизация предприятий деревообрабатывающей отрасли: необходимые инвестиции в оборудование оцениваются в 12 млрд рублей. 

Если у вас есть ненужная мебель, ее можно продать на торговых площадках наподобие «Авито» и «Юлы», отвезти на дачу или в благотворительное учреждение — например, детский дом. Также в некоторых городах действуют сервисы «Экотакси», которые отвозят мебель на переработку специализированным организациям.

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Поделить последнюю шкуру

Как в России ради развлечения и денег уничтожают гималайских медведей. Репортаж с Дальнего Востока

Угробить реку или остановить Шереметьево?

Как в городах России уничтожают малые реки, как люди с этим борются и почему сдаются

«Куда бы мы ни предложили мусор возить — везде найдутся активисты»

Репортаж из уральского села, где протест против мусорного полигона дошел до голодовки

Она вам не эколог

Портрет Ирины Макановой — самого скандального чиновника Минприроды, которой «нахрен не сдалась экология»

Пробочный эффект

Разбираем экологические последствия антиалкогольной кампании в СССР