НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА», ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+
Президент России Владимир Путин подписал закон, который запрещает строительство новых скотомогильников и регулирует порядок эксплуатации существующих. Сейчас в России почти 14 тысяч скотомогильников, из них 46% — действующие, а значит, они несут угрозу биологической безопасности, отмечали авторы закона. Эколог Дмитрий Левашов в беседе с «Кедром» соглашается, что проблема скотомогильников в России «очень большая», при этом в Советском Союзе такой способ захоронения животных был самым распространенным.
В стране никогда прежде не было единого порядка содержания скотомогильников — мест, где захоранивают трупы зараженных животных.
Теперь в единый федеральный реестр внесут информацию обо всех скотомогильниках страны — это, по мнению авторов закона, поможет отслеживать биологические отходы. В законе прописали понятие биотопы, разделив их на умеренно и особо опасные. Утверждать список будет Министерство сельского хозяйства России, а вести реестр станут на базе системы Россельхознадзора «Цербер».
Закон вступит в силу с 1 марта 2025 года — с этой даты в России нельзя будет открывать новые скотомогильники. Ликвидировать существующие нужно до 1 января 2030 года, исключение — скотомогильники с биоотходами, зараженными возбудителем сибирской язвы.
«Споры [сибирской язвы] сохраняют свои токсичные свойства до полутора-двух столетий. Если такой скотомогильник изолировать — оградить и накрыть бетонными плитами, то как минимум через 50 лет с момента его основания споры будут практически безопасны для человека. Извлекать оттуда останки павших животных, которые содержат споры сибирской язвы, очень дорого», — объясняет Левашов.
Изолировать сибиреязвенные скотомогильники государство начало в 90-е годы, говорит эксперт. В первую очередь это касалось водоохранных зон, — например, регионов Поволжья, где расположено больше всего таких могильников.
Утилизировать биоотходы, уверен Левашов, нужно с минимальным риском для окружающей среды и здоровья человека. «Останки павших животных было бы разумно кремировать, но все упирается в деньги, потому что это стоит определенных финансовых затрат», — отметил он.
Но о том, что государство планирует выделить деньги на создание крематоров – печей, где утилизируют биоотходы, – в законе ничего не сказано, отмечает кандидат биологических наук и директор АНО «Зеленая цивилизация» Дмитрий Федоров.
«Закрыть скотомогильники можно, запретить строительство новых подобных объектов можно, а дальше что?» — говорит Федоров. По его мнению, пока в России не будет централизованной системы создания установок по утилизации, трупы зараженных животных продолжат «безнадзорно закапывать».