Поддержать
Новости

Названы победители «Зеленой Нобелевской премии». Рассказываем, кто ее получил Премия The Goldman Environmental Prize ежегодно присуждается активистам с каждого из шести обитаемых континентов

03 мая 2024Читайте нас в Telegram
Муррава Маручи Джонсон после победы в суде. Фото: NT News

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА», ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

Объявлены лауреаты The Goldman Environmental Prize — аналога Нобелевской премии для экозащитников. Получателей премии уже 35 лет выбирает международное жюри. В 2024 году лауреатами признали представителей Индии, США, Бразилии, Австралии, Испании и ЮАР. 

46-летний Нонхле Мбутума и 54-летний Синегугу Зукулу — активисты из числа коренных народов Южной Африки. В сентябре 2022 года они остановили сейсмические исследования нефтепромышленников из Shell у берегов Восточно-Капской провинции. В суде им удалось доказать, что компания получила разрешения на геофизические испытания незаконно — из-за них могли пострадать местные популяции китов и дельфинов. Победа Мбутумы и Зукулу — юридическое признание прав коренных народов ЮАР на благоприятную окружающую среду.

Алок Шукла, 43-летний экологический активист из индийского штата Чхаттисгарх, возглавил успешную кампанию по защите лесов Хасдео Аранья. Более 180 тысяч гектаров хотели отдать для добычи угля, хотя нетронутые леса — важный тигровый коридор и место обитания около 50 азиатских слонов, находящихся под угрозой исчезновения. Благодаря кампании Шуклы в июле 2022 года законодательное собрание штата приняло резолюцию против добычи полезных ископаемых. 

29-летняя американка Андреа Видуарре убедила власти штата Калифорния весной 2023 года принять два исторических документа: Регламент использования локомотивов и Регламент о передовых чистых автопарках. Эти руководства ограничивают транспортные выбросы и улучшают качество воздуха для миллионов калифорнийцев, а к 2036 году позволят перейти к нулевому уровню выбросов. Подход Калифорнии стал распространяться и на другие штаты, отмечается на сайте премии. 

Марсель Гомес, 45-летний журналист-расследователь из бразильского Сан-Паулу, координировал международную кампанию, которая выявила связь между говядиной от крупнейшего в мире производителя JBS и уничтожением ценных тропических лесов Амазонки, саванны Серрадо и водно-болотных угодий Пантанал. Благодаря расследованию Гомеса в декабре 2021 года шесть крупных европейских продуктовых сетей с оборотом более чем 30 млрд долларов объявили, что больше не будут сотрудничать с JBS.

29-летняя австралийка Муррава Маручи Джонсон из племени Бирри Губба руководит экологической организацией Youth Verdict. Она остановила разработку угольной шахты, из-за которой мог пострадать природный заповедник Бимблбокс площадью более 8000 га, где обитает 176 видов птиц, 45 видов млекопитающих, 83 видов рептилий и 650 видов растений. В суде Джонсон доказала, что строительство шахты ущемит права коренных народов Квинсленда на «культуру, законы, землю и воду», а также усугубит изменение климата. Победа Youth Verdict создала прецедент успешной защиты коренных народов от углепромышленников. 

Последний лауреат — Тереза Висенте, 61-летний профессор философии права в испанском Университете Мурсии. В 2022 году она добилась принятия закона, предоставляющего уникальный юридический статус экосистеме Мар Менор — крупнейшей в Европе лагуне с соленой водой. Строительный бум 1970-х годов, развитие городов и сельского хозяйства превратили экологически хрупкий регион в промышленную ферму, которая поставляла салаты Германии, Франции и Великобритании, а также туристический центр. Висенте подготовила законопроект и вместе с коллегами по университету внесла в парламент. Для этого им пришлось агитировать сторонников, давать интервью и выступать на заседаниях. После того, как активисты собрали почти 640 тысяч подписей, законодатели дали инициативе ход. 

«Эти семь лидеров отказались успокаиваться посреди невзгод или поддаваться запугиванию со стороны могущественных корпораций и политиков, — резюмировал Джон Голдман, президент “Зеленой Нобелевской премии”. — Их достижения впечатляют. Вместе они представляют собой коллективную силу и растущее глобальное движение, которое захватывает дух и дарит надежду».

Премию The Goldman Environmental Prize неоднократно вручали российским экозащитникам. В 1993-м ее получил Святослав Забелин — один из лидеров природоохранного движения в России и основатель Социально-экологического союза. В 1997-м премию присудили Александру Никитину, рассказавшему об опасности разлагающихся атомных подводных лодок и арестованному по обвинению в шпионаже. В 2000 году лауреатом стала Вера Мищенко — адвокат, представившая концепцию экологического права в России, а в 2008-м — Марина Рихванова, руководитель организации «Байкальская экологическая волна», которая защищала сибирское озеро. В 2015-м организацию признали иностранным агентом, и через год она была ликвидирована

В 2009-м The Goldman Environmental Prize получила Ольга Сперанская, ее наградили за кампании против использования органических загрязнителей, запрет захоронения и транспортировки опасных химикатов. В 2011-м за усилия по защите экосистем острова Сахалин премию дали Дмитрию Лисицыну, а год спустя — Евгении Чириковой*, она выступала против строительства автомагистрали через подмосковный Химкинский лес. Последний лауреат из России — Сурен Газарян, получивший премию в 2014 году. Его наградили за кампанию против захвата Черноморского побережья под застройку VIP-дачами. 

Ранее «Кедр» рассказывал, как происходило становление российского экологического движения и как независимые экоорганизации выдавливают из страны. 

* Минюст считает ее иностранным агентом

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Есть ли жизнь после мазута

Первые черноморские птицы, выпущенные после очистки от топлива, погибли. «Кедр» разобрался, что было не так

Спасая природу, мы спасаем себя

Экологическому сообществу есть, чем гордиться. Рассказываем, чего мы все добились в уходящем году

Борьба за само существование

Слушания по климату в Международном суде ООН: бедные страны говорят, что их уничтожают, богатые — что им нет до этого дела

Спасти море

Репортаж с анапского побережья, где волонтеры, собирая мазут, падают в обморок, а власти уверяют, что «все контролируют»

Лес, АЭС и памятник человеческой жадности

Топ-4 экологических фильма с фестиваля восточноевропейского кино в Котбусе