Поддержать
Новости

Минприроды предлагает исключить из Красной книги России две из трех популяций сайгака На животных жалуются фермеры

24 июня 2025Читайте нас в Telegram
Евгений Полонский / Дикая природа России

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

Министерство природных ресурсов РФ планирует исключить из Красной книги волго-уральскую и бетпакдалинскую популяции сайгаков, которые обитают преимущественно на востоке Астраханской области, в Волгоградской и Оренбургской областях.  Соответствующий проект приказа ведомство опубликовало для общественного обсуждения. Свое предложение чиновники обосновывают «значительной численностью» и «отсутствием угрозы уничтожения» этих животных.

Под охраной останется только популяция Северо-Западного Прикаспия (преимущественно обитают в Калмыкии и на западе Астраханской области). При этом Международный союз охраны природы (МСОП) считает сайгаков видом, «находящимся в состоянии, близком к угрожаемому». Ранее сайгак как биологический вид был занесен в Красную книгу России со статусом «уязвимый».

В пояснительной записке ведомство сообщает об «ощутимом ущербе сельхозпроизводителям», который наносят мигрирующие из Казахстана особи, относящиеся к волго-уральской популяции. По данным Минприроды, с начала 2025 года в Саратовскую область мигрировало около 400–500 тысяч сайгаков. При этом в самом регионе постоянно проживает лишь около 100 особей.

Фермеры Саратовской области действительно жалуются, что пришедшие из Казахстана животные едят и вытаптывают посеянные ими пшеницу, чечевицу и другие культуры.

Как заявил в разговоре с «Коммерсантом» директор заповедника «Черные земли» Батаар Убушаев, волго-уральская популяция действительно очень большая — порядка 3 млн особей, и потому необходимо регулировать их численность. Ранее об этом же заявляли власти Казахстана: в стране хотят разрешить охоту на сайгаков и отстрелять около миллиона особей. Это также объясняют увеличением численности животных и жалобами фермеров, которые говорят, что сайгаки поедают траву на пастбищах и выпивают воду, запасенную для скота.

Опрошенный «Кедром» зоолог ранее объяснял, что регулировать численность сайгака действительно необходимо, но в то же время выражал сомнение в возможности правильно реализовать этот процесс: 

«Одна из основных проблем в том, что нарушены пути миграции. Избытки животных не могут мигрировать по своим историческим маршрутам. Надо ли использовать сайгака и контролировать его численность — да, надо. Но ни Россия, ни Казахстан сейчас такие проекты не тянут — ни по компетенциям управления, ни по ресурсам, которые для этого необходимы. Обычно все завершается массовым падежом животных и снижением численности до минимума, а каждое последующее восстановление популяции происходит сложнее», — рассказал он.

Батаар Убушаев также отметил, что утверждение приказа Минприроды сделает исключенных из Красной книги сайгаков охотничьим ресурсом. При этом, как подчеркнул в разговоре с «Коммерсантом» эксперт природоохранного проекта «Земля касается каждого» Михаил Крейндлин, это вовсе не означает, что охотники в скором времени смогут добывать сайгаков, так как, согласно закону «О животном мире», предложения об исключении видов из Красной книги должны сопровождаться научными данными и данными «государственного мониторинга».

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

«Власти финансировали ненужные работы»

Год крушению танкеров под Анапой. Почему последствия катастрофы до сих пор не ликвидированы?

Священник, которым восхищался Дарвин

Три письма служителя церкви Гилберта Уайта, жившего три столетия назад: о важности червей, сверчках и странном мареве в Европе

«Узаконить беззаконие»

Госдума разрешила сплошные рубки леса на Байкале. Что меняется в охране озера и можно ли еще его спасти?

Озеленяющие Освенцим

Как нацисты разделили природу на «арийскую» и остальную — подлежащую уничтожению. Разбор экополитики Третьего рейха

Еда: отдать или выбросить?

Как предрассудки и налоги мешают спасать людей от голода, а планету — от мусора. Рассказываем о фудшеринге