НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+
Заповедник «Черные земли» в Калмыкии представил проект по реинтродукции кулана — животного из семейства лошадиных, занесенного в Красную книгу России со статусом «вероятно исчезнувший вид». Об этом сообщает Минприроды.
Куланов предполагается привезти в Россию из казахстанского нацпарка «Алтын Эмель». Планируется, что уже на старте это будет значительное число особей — порядка 50–80.
В рамках реинтродукции предполагается работа как в заповеднике, так и в соседнем заказнике «Меклетинский». В последнем построят адаптационный вольер, где привезенных куланов будут содержать до полугода. Перед выпуском на животных наденут ошейники с передатчиками для отслеживания их перемещений.
Куланы тысячелетиями обитали на территории Нижнего Поволжья, однако из-за похолодания, увеличения влажности климата, а также человеческой деятельности их ареал быстро сократился. Последние задокументированные находки их останков в Прикаспии приходятся на средние века.
«Кедр» поговорил с экспертами об адекватности и осуществимости проекта по возвращению куланов в низовья Волги.
В строгом смысле нынешние планы реинтродукцией назвать нельзя, так как она подразумевает возвращение недавно — не более ста лет назад — исчезнувшего [на данной территории] вида, отмечает зоолог, поговоривший с «Кедром» на условиях анонимности.
«В целом, любое возвращение некогда вымерших диких копытных для степной экосистемы скорее хорошо. […] Из общих соображений экологическое место для куланов существует. С большой вероятностью куланы смогут там жить, и скорее всего это не приведет к каким-то разрушительным последствиям для других видов», — рассуждает зоолог.
Но в то же время он отмечает, что необходимо трезво оценивать риски. Среди них — «теснота» пригодного местообитания в регионе: кулан — мигрирующий вид, из Калмыкии ему «некуда будет мигрировать». В случае тяжелых зим или летних засух он не сможет куда-то откочевать и будет полностью зависим от человека.
Также проблемой могут стать песок и низинные болота, распространенные на востоке Калмыкии: куланы предпочитают твердые и даже щебнистые грунты. Кроме того, соседство с аграрными территориями может привести к стрессу (из-за чабанов и автомобилей) и конфликтам с сельскими животными (например, за водопои).
Собеседник «Кедра», знакомый с проектом, также допускает возникновение трудностей при его реализации. Помимо перечисленных, упоминаются снижение генетического разнообразия из-за малого количества особей, болезни и паразиты, браконьерство и дальнейшее освоение степей человеком, а также политическая и экономическая нестабильность.
«Проект реинтродукции кулана — это не просто “вернуть красивое животное”. Это экосистемный проект с глубоким экологическим смыслом», — подчеркивает собеседник «Кедра». Возвращение кулана не только заполнит «экологическую дыру», но и поможет сохранению степного биоразнообразия благодаря пищевым и поведенческим привычкам животного.
Другой собеседник «Кедра» отмечает, что, хотя на грызунов и некоторых птиц распространение кулана может повлиять положительно, для других животных и растений ситуация рискует ухудшиться из-за роста пастбищной нагрузки. Также зоолог добавляет, что куланы, вытаптывая растительность, могут способствовать распространению в регионе пустынь вместо степей. Впрочем, проблемы он в этом не видит, так как оба ландшафта там «одинаково естественные».
