Эпицентр смертоносных вспышек птичьего гриппа (H5) переместился из Азии в Европу и Африку, показало исследование международной группы ученых в Университете Гонконга, опубликованное в журнале Nature.
Ученые проанализировали вспышки гриппа в период с 2005 по 2022 год, изучив изменения в геноме вируса. Также ученые проследили за тем, как вирус распространяется.
В течение последних 25 лет вирусы птичьего гриппа обычно появлялись в Азии, но изменения в геноме вируса и характере его распространения среди диких птиц показывают, что вспышки заболеваемости смещаются. Первая вспышка высокоинфекционного варианта птичьего гриппа (H5N1) была зафиксирована в Китае в 1996 году и отличалась высокой смертностью домашней птицы. В течение следующих двадцати лет вспышки носили сезонный характер и синхронизировались с осенней миграцией птиц в северном полушарии.
Если вспышки в 2016 и 2017 годах по-прежнему начались в Китае, то два новых вируса птичьего гриппа были обнаружены уже у африканских домашних птиц (в 2020 году) и у европейских диких птиц (в 2022 году).
Последняя вспышка H5N1 привела к большому числу зараженных птиц сначала в Европе, а потом распространилась по миру. Сейчас вирус достиг всех континентов, кроме Океании и Антарктиды, и продолжает убивать рекордное количество не только домашних и диких птиц, но и млекопитающих.
В 2020 году скорость распространения вируса среди диких птиц была в три раза выше, чем среди домашней птицы, выращиваемой на фермах, из-за мутаций, которые позволили вирусу адаптироваться к различным видам. В 2022 году вирус убил миллионы птиц на пяти континентах и вызвал вспышки смертности среди выращиваемой на фермах норки и различных морских млекопитающих.
То, что вирус распространился на диких птиц, привело к появлению болезни на более обширных территориях. Сегодня это создает глобальную проблему, с которой трудно справиться, говорится в исследовании.
«То, что когда-то явно было патогеном для домашней птицы, теперь стало проблемой для здоровья животных в гораздо более широком смысле, — говорит Энди Рэми, генетик из Научного центра геологической службы США на Аляске. — Это имеет последствия для дикой природы и домашней птицы, а также для нас, людей, которые используют эти ресурсы».
До того, как птичий грипп стал распространяться среди диких птиц, массовая выбраковка больных особей в птицеводстве была эффективной мерой борьбы с его распространением. У диких птиц миграционные пути являются ключевыми показателями того, где будет распространяться болезнь. Отмечается, что основные маршруты миграции проходят вдоль восточно-атлантических и тихоокеанских маршрутов. Это означает, что вирус может распространиться на новые районы, которые никогда раньше не подвергались его воздействию.
Птичий грипп очень заразен: ученые говорят, что одна птица может заразить до 100 человек, а вирус присутствует в фекалиях, слизи, крови и слюне.
По данным Всемирной организации здравоохранения, с 2003 года H5N1 был обнаружен у 873 человек, что привело к 458 смертельным случаям. Большинство случаев было связано с обращением с зараженной домашней птицей, и пока неизвестно, способен ли вирус передаваться от человека к человеку.