НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА», ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+
Госдума на прошлой неделе приняла во втором и третьем чтениях поправки в закон «Об охране окружающей среды». Закон предполагает, что общественный экологический контроль смогут осуществлять общественные объединения, негосударственные некоммерческие организации и обычные граждане — после того, как подадут заявление в Росприроднадзор и пройдут тестирование.
Общественные инспекторы по охране окружающей среды получат право присутствовать при выездных проверках надзорных органов. Для должностных лиц, которые будут препятствовать деятельности инспекторов — например, мешать им фиксировать экологические нарушения на фото и видео, — предусмотрена ответственность. Кроме того, чиновники будут обязаны рассматривать материалы об экологических нарушениях, которые предоставят общественные инспекторы.
Однако представители экологического сообщества сомневаются, что новые нормы на самом деле направлены на усиление общественного контроля за состоянием окружающей среды.
По словам участника программы Российского социально-экологического союза Александра Есипёнка, сейчас фактически любой человек может делать то же самое, что зарегистрированный общественный экологический инспектор. Это подтверждает общественный инспектор по охране окружающей среды Дмитрий Морозов. Он говорит, что закон «заполняет пустоту корочки общественного инспектора, по факту [сейчас] не имеющего никаких особых возможностей, отличающих его от рядового гражданина».
При этом Морозов обращает внимание, что закон предусматривает «возможность», а не «обязанность» привлечения общественных инспекторов к проверкам. «Это может стать поводом для игнорирования нового закона уполномоченными органами и свести его пользу к минимуму. Покажет время и практика», — говорит эксперт.
Александр Есипёнок полагает: то, что государство взялось за формирование института общественных инспекторов, говорит о его планах взять под контроль независимую гражданскую активность.
«Государству независимые инспекторы не очень нужны — нужны те, кто ходит у них под крышей, поэтому процесс формализуют. Те, кто получает формальные корочки, должны сдать экзамены, каждый год подтверждать свой статус, отчитываться государственному органу — на такую бюрократическую работу уходят время и силы, в то время как независимые инспекторы этого могут не делать», — говорит он.
Наличие преференций у зарегистрированных инспекторов, считает Есипёнок, ведет к разрыву в возможностях для разных людей. «Мы стараемся снизить порог входа в экологическое движение, в любого рода природоохранную работу. Государство же этот порог искусственно увеличивает за счет института регистрации общественных инспекторов», — заключил Есипёнок.
При этом обычным гражданам закон разрешил участвовать в общественных обсуждениях дистанционно, через «Госуслуги». Также поправки сократили сроки проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) с 2-х месяцев до 42 рабочих дней. При этом иностранцам, зарубежным компаниям и тем, кто признан в России иноагентом или «аффилированным с иноагентом лицом», инициировать и проводить общественную экологическую экспертизу будет запрещено.
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2024 года.