НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+
Германия начала программу по очистке Северного и Балтийского морей от токсичных боеприпасов времен Второй мировой войны. Массу ржавеющих на дне бомб и снарядов оценивают в 1,6 млн тонн.
На долгосрочную программу по очищению морей от оружия страна выделила 100 млн евро. Пилотный проект, который продлится четыре недели, стартовал на платформе Baltic Lift — самоходной крановой барже у острова Больтенхаген. Рядом с ним затоплено около 900 тонн боеприпасов.
По итогам эксперимента инженеры определят, как лучше всего убирать боеприпасы. Сейчас водолазы работают в море круглосуточно. Они сортируют боеприпасы под водой и там же собирают их в ящики, которые затем перевозятся на полигоны для уничтожения.
Поднимать ржавые снаряды на платформу слишком опасно. По словам водолаза Дирка Шенена, который участвует в операции, их детонаторы со временем стали крайне чувствительными.
Боеприпасы оказались на дне Северного и Балтийского морей после победы над нацистской Германией: страны-союзники решили утопить трофейное оружие. Как объяснял «Кедру» эколог, снаряды вывозились баржами и старыми кораблями и вместе с ними отправлялись на дно. По данным DPA, запасы старых боеприпасов есть во всех европейских морях.
Теперь боеприпасы медленно ржавеют, выделяя токсичные вещества, в том числе канцерогенные. По данным Центра океанических исследований имени Гельмгольца GEOMAR в Киле, уже сейчас «концентрации токсичных веществ приближаются к критическим уровням» как в воде, так и в тканях морских организмов — например, мидий.
В начале века процесс заметно ускорился. Десять лет назад на берегу начали находить комочки белого фосфора и тротила. Большая же часть боевых отравляющих веществ попадет в Балтийское море примерно в 2070-е годы, прогнозируют ученые. Весь процесс разложения займет не менее 800 лет.
При этом подъем боеприпасов со дна — не единственное решение. Представитель Коалиции Чистой Балтики Михаил Дуркин говорил «Кедру», что дешевле и безопаснее изолировать их на месте в саркофагах. Содержимое бомб и снарядов обычно не растекается, а сохраняется в желе- или гелеобразных сгустках на дне, объясняет он.
Дуркин отмечал, что раньше боеприпасы утилизировали не превентивно, как это делает сейчас Германия, а в случае непосредственной и существенной угрозы морской среде и человеку. По его мнению, страны не готовы решать другие актуальные вопросы вроде эвтрофикации Балтики и исчерпания рыбных ресурсов.
«Поэтому они в каком-то смысле “придумали” проблему превентивного подъема затопленных боеприпасов, что хорошо “заходит” в нынешней ситуации с безопасностью в регионе», — заключает Дуркин.
