Поддержать
Новости

Чиновник Минэнерго похитил деньги, выделенные на ликвидацию угольных шахт. Из-за него в Каму попало около 100 млн кубометров отравленной воды Андрей Моисеенков десятилетиями согласовывал многомиллионные контракты на ликвидацию угольных шахт

24 июня 2024Читайте нас в Telegram
Фото: Игорь Катаев

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА», ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+

22 июня в Москве арестовали директора подведомственного Минэнерго ФГБУ по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (ГУРШ) — Андрея Моисеенкова. Днем ранее арест назначили Роберту Шагиняну, чьи компании получали почти все госконтракты от ГУРШ. Учреждение с 1997 года было главным распорядителем денег, поступавших через Минэнерго на ликвидацию закрытых шахт и восстановление окружающей среды.

Моисеенкова и Шагиняна обвиняют по части 4 статьи 159 УК РФ. По версии следствия, ГУРШ были выделены десятки миллиардов бюджетных рублей, в том числе на ликвидацию закрытого из-за убыточности Кизеловского угольного бассейна в Пермском крае. 

Шахты Кизеловского бассейна начали закрывать в 1993 году, последняя перестала работать в 2022-м. Их ликвидацией занимались компании, связанные с арестованным Робертом Шагиняном. Сейчас почти все фирмы — в том числе ключевые подрядчики «Сибстройинвест» и «Шахтастрой» — ликвидированы через процедуру банкротства. 

Первый контракт компания «Сибстройинвест» получила в 1998 году. За 103 млн рублей она должна была провести демонтаж зданий и сооружений, рекультивацию породных отвалов и организацию сброса шахтных вод в шахте «Усьва-3». По прошествии нескольких месяцев компания предоставила отчет о том, что работы выполнены — и ГУРШ без каких-либо проверок перечислил бюджетные средства. 

Так же произошло в 2023 году — контракт на 261 млн получила компания «Шахтастрой», официальным учредителем которой Шагинян числился вплоть до 2019 года. 

Как выяснили в ходе проверок сотрудники ФСБ, МВД и специальных комиссий Минэнерго, здания и их фундаменты никто не сносил, берега рек остались захламленными, а отвалы извлеченных пород не рекультивировали. В результате из шахт в ближайшие реки продолжила изливаться «кислая» вода. Из-за этого речь в иске к Моисеенкову и Шагиняну может пойти не только о хищении бюджетных средств, но и о создании экологической катастрофы на Среднем Урале. 

«Кислая» вода в шахтах образуется из-за того, что в угленосной толще содержится большое количество серы в виде сульфидов. При попадании кислорода в шахту происходит реакция, в результате которой образуется серная кислота. Она воздействует на горные породы — и провоцирует выделение токсичных веществ, в том числе тяжелых металлов. 

Излив «кислой» воды затронул бассейны рек Большой, Восточный и Полуденный Кизел, Большой Гремячей и ручья Красный. В них, по данным «Коммерсанта», попало не менее 100 млн кубометров воды с высоким содержанием токсичных веществ и тяжелых металлов. В этих водоемах загрязнение железом достигает до 1147 ПДК, алюминием — до 100 ПДК, бериллием — до 75 ПДК, марганцем — до 55 ПДК. Такого качества вода, как убедился «Кедр» с помощью сервиса расчета речных путей River Runner Global, поступила в самый крупный приток Волги — Каму. Она служит источником воды для Перми и других крупных городов Урала и Поволжья.

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, признаной экстремистской в РФ

Средства от массовой информации

Действительно ли существует информационная перегрузка? И как сохранить психику при современном потоке контента

«Соседка просыпается, а у нее тапки по полу плывут»

На Урале затапливает целый город. Власти предлагают людям самостоятельно откачивать воду. Репортаж из Копейска

«Сопротивление может увенчаться успехом»

Почему жители одних регионов России выходят на экологические протесты, а жители других — нет. Объясняют социологи

Родное пепелище

Почему Россия так сильно горит? Репортаж о природных пожарах, забирающих леса, дома и жизни людей

ЖК «Химбаза»

Жителей Москвы по реновации переселяют на территорию бывшего склада боевых отравляющих веществ. Репортаж