НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ «КЕДР.МЕДИА», ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА «КЕДР.МЕДИА». 18+
Россия может выделить средства для нового фонда ООН, задачей которого станет возмещение потерь и ущерба от изменения климата, из замороженных национальных резервов. Об этом на 28-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP28) заявил глава российской делегации и спецпредставитель президента по вопросам климата Руслан Эдельгериев.
30 ноября страны — участницы саммита COP28 одобрили соглашение о создании фонда для возмещения потерь и ущерба от изменения климата развивающимся государствам. Для этого должны разработать специальный финансовый механизм, который поможет уязвимым государствам справиться с ущербом от последствий климатических изменений.
«К этому решению шли порядка 15 лет, страны очень долго не могли договориться о создании фонда — [говорили], что есть много других фондов и [другого] климатического финансирования. Было много противоречий по обязательствам в рамках этого фонда, [споров о том] кто будет получать эту поддержку. Обсуждения идут до сих пор, но основной барьер пройден — фонд есть, им управляет всемирный банк. Сейчас главная задача его наполнить», — отметил в разговоре с «Кедром» эксперт по вопросам изменения климата Василий Яблоков.
Страны обещают суммарно выделить в фонд почти 1 млрд долларов: Арабские Эмираты — 100 млн долларов, некоторые европейские страны — по 100 млн евро, говорит эксперт. «Конечно, этого недостаточно, чтобы справиться с текущими последствиями изменения климата и с теми, которые будут происходить в ближайшее время. Мы видим, что разрушительных последствий климатического кризиса становится все больше и больше. А вопрос о возможности вообще распоряжаться замороженными средствами остается открытым, — указывает эксперт.
По словам Яблокова, прежде чем выделить в фонд российские деньги, нужно будет их разморозить — то есть снять санкции. «Пойдут ли на это страны Запада — вопрос дискуссионный. Если пойдут, то они будут не последовательны в своей политике, в чем их, наверное, много кто обвинит. А если [деньги] не разморозят, то [страны Запада] застопорят возможное наполнение фонда, что может быть воспринято как попытки отказаться реализовывать ту самую климатическую справедливость», — говорит эксперт.
При этом Россия, полагает Яблоков, рассматривает вопросы климатического финансирования «не только как восстановление климатической справедливости». Раньше, отмечает он, страна «никак себя не проявляла с этой точки зрения».
Конференция ООН по изменению климата COP28 проходит в Дубае с 30 ноября по 12 декабря. Участники обсуждают меры по адаптации стран к климатическому кризису и снижению выбросов парниковых газов. Сейчас основным способом снизить выбросы считается отказ от использования ископаемого топлива (угля, нефти и газа) и переход на солнечную и ветряную электрогенерацию.
На конференции 2022 года представитель российской делегации Андрей Мельниченко заявлял, что экономика РФ «будет вести себя так, как ведет».
Россия сегодня — один из крупнейших поставщиков ископаемого топлива на мировой рынок. В энергобалансе страны более 75% приходится на сжигание угля, нефтепродуктов и природного газа.
Ранее эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО Михаил Юлкин рассказал «Кедр.медиа», как консервативная климатическая политика вредит самой России и что предлагают чиновники для борьбы с климатическим кризисом.