Активисты из коалиции общественных движений, защищающих качество воздуха, получили письмо из ведомства в ответ на их требование вернуть информацию о выбросах в государственный реестр Росприроднадзора. По их данным, с 2023 года электронный формат реестра изменили, и оттуда пропал подробный перечень выбрасываемых веществ — остались лишь данные по парниковым газам. В апреле активисты отправили свой запрос в Росприроднадзор.
Отвечая на их обращение, Росприроднадзор заявил, что информация о выбросах загрязняющих веществ является открытой, за исключением той, что составляет государственную тайну.
«Получив от чиновников такой ответ, мы вместе с общественными объединениями из разных городов страны, защищающими право на чистый воздух, требуем объяснить, на каком основании скрыли информацию о перечне выбрасываемых предприятиями веществ и их количестве, отнеся ее к категории „ограниченного доступа“», — заявили активисты.
По словам юриста и сопредседателя Московской Хельсинкской группы Дмитрия Макарова, в любом случае сокрытие данных — «недобросовестное» поведение со стороны Росприроднадзора.
«Законодательство о защите окружающей среды и о защите информации, гарантирующее, что информация о состоянии окружающей среды не подлежит отчуждению, гостайне или коммерческой тайне и вообще не может быть ограничена в доступе, не менялось. Изменился только технический регламент, как ведется учет и как публикуются эти данные. Вопрос: в какой момент и на каком основании его изменили?», — говорит Макаров.
Он отметил, что изменения, отменяющие публикацию перечня выбрасываемых предприятиями вредных веществ, могут содержаться в подзаконном акте.
«Глобально это нарушает основополагающие принципы. Но, к сожалению, у нас подзаконные акты, в нашем государстве, часто противоречат принципам [права], — считает Макаров. — Если в ответ на конкретный запрос по поводу конкретного предприятия Росприроднадзор не отвечает, обладая информацией, то можно и нужно говорить о том, что это явное нарушение не только духа закона, но и конкретной буквы закона, потому что эта информация не подлежит ограничению в доступе. В случае, если они просто перестали ее публиковать, ну, тут очень сложно будет что-то доказывать».
«Кедр» направит запрос в Росприроднадзор: мы просим ведомство пояснить, на каком основании ограничен доступ к информации, касающейся благополучия окружающей среды и здоровья граждан.